Бесплатных лайков скоро не будет. Instagram заставит платить за них
Журналист Лайфа Павел Городницкий — о том, как руководство соцсети борется с девальвацией "сердечек", превратившихся в бесполезный мусор.
В последние недели очень многие пользователи "Инстаграма" жалуются, что не могут листать ленту и, как обычно, награждать всех друзей лайками. "Ставлю одно "сердечко", второе, третье, пятое, десятое, а потом вылезает ошибка", — так выглядит типичная жалоба на соцсеть. Разгневанных людей правда можно понять: судя по всему, "Инстаграм" пытается тестировать лимиты на лайки без анонсов и лишнего шума.
Суть нового алгоритма в целом понятна — как только сервису кажется, что человек откровенно сорит "сердечками", выскакивает объявление, внутри которого нет ни слова о том, что количество лайков теперь ограничено. "Инстаграм" просто пишет: "Действие заблокировано, сорри, попробуйте позже". Выбора не остаётся — приходится либо забивать на лайки, либо действительно возвращаться через часик и проставлять столь ценные для кого-то "сердечки".
При всей корявости этой технологии "Инстаграм" нужно похвалить за смелость и новаторство. С лайками давно пора было что-то сделать — они уже стали хламом, который как минимум отвлекает, а как максимум — бесит.
В чём дело?
Пользователи соцсетей делятся на три категории. Одни вообще никогда (или почти никогда) не ставят лайки. Другие одаривают "сердечками" только тот контент, который понравился, или тот, который нужно сохранить, чтобы потом просмотреть в избранном.
Но есть и третий подвид — юзеры, которые считают, что нужно опылять лайками всех-всех-всех. Друзей, коллег, родственников, знаменитостей — натурально каждого, кто есть в ленте. Не важно, что там изображено на фотографии или записано на видео. Плевать, о чём текстовый пост. Лайк ставится по умолчанию — чисто в знак симпатии.
Признайтесь, и у вас есть такие друзья, которые гарантированно нажмут на "сердечко". Более того, иногда подобной ерундой занимаются и селебрити: допустим, Оксимирон лайкает каждого, кто выложит в "Твиттере" фотографию с билетом на его концерт.
Фанатам (и фанаткам), конечно, приятно, однако тут всплывает следующий минус. Он заключается в том, что в последние годы соцсети очень активно и агрессивно наполняют ленту не только постами и репостами друзей, но и тем контентом, который они отмечают как понравившийся. Соответственно, подписчики того же Мирона по несколько раз в день видят у себя снимки с чужими билетами — так себе удовольствие.
***
И вот теперь "Инстаграм" наконец-то вышел на тропу войны. Задача — объяснить людям, что лайк — это уже не "пфф, подумаешь, "сердечко", а вполне осознанный жест, к которому пора относиться серьёзно. В некоторых странах его серьёзность даже переоценивают: например, в Таджикистане человеку дали девять с половиной лет тюрьмы за лайки под видеороликами запрещённой Партии исламского возрождения. Не подумал, лайкнул, сел. Сурово, но в целом такой подход понять можно.
Традиционный лайк — это одобрение и похвала. Разбрасываться такими вещами не стоит — лайки тоже могут обижать (спросите у девушки, чей парень стабильно лайкает бывшую), огорчать (спросите у тех, кому лайкают посты о смерти родственника), разочаровывать (когда ведёшь спор в комментариях, а твой друг молча лайкает твоего оппонента) и раздражать (когда очередной знакомый по универу нашёл тебя в VK и забросал лайками все записи за последние три года).
К лайку нужно относиться как к комментарию. Само собой, есть те, кто комментит всё подряд, но таких меньшинство — большинство предпочитает отписываться только по делу. Сложно себе представить, что кто-нибудь оставит своё мнение под сотней фотографий за вечер, а ведь именно столько лайков запросто отгружают те, кто физически не в состоянии листать "Инстаграм" без двойного нажатия на фотографию.
Впрочем, доносить мысль о ценности лайков надо индивидуально и плавно. Соцсеть должна проанализировать среднюю суточную дозировку каждого пользователя, а потом незаметно её уменьшать, чтобы через какое-то время ввести общий, универсальный лимит. Например, 30 лайков (условно) за день. Никто уже не будет тратить лайки на банальные селфи — "сердечки" придётся приберечь для по-настоящему завораживающих снимков.
И самое главное: хочешь больше лайков — плати. Хочешь, чтобы пролайканную тобой фотографию увидели друзья, — тоже плати. Как в "Тиндере", где нельзя бесконечно свайпать вправо, пока не расстанешься с деньгами. Или как в "Одноклассниках", где платная "пятёрка с плюсом" (оценка для фотографий) долго была высшей похвалой и признаком явной симпатии.
Этот капиталистический подход выгоден как самому "Инстаграму" (больше денег), так и пользователям (больше вдумчивых действий). Конечно, сначала люди поворчат. Но потом все привыкнут и смирятся, а ценность лайков тут же возрастёт.
Например, этой зимой я поймал себя на мысли, что слишком часто лайкаю чужие твиты — нажатие на иконку с сердцем стало автоматическим действием. Дал себе установку: месяц вообще ничего не лайкать, чтобы потом снять мораторий и одобрять только то, что сильно зацепило.
Результат порадовал. Во-первых, без моего лайка никто не умер и не расстроился. Во-вторых, лента "Твиттера" стала гораздо реже подсовывать то, что налайкали другие (видимо, у алгоритмической ленты есть зависимость). В-третьих, привычка перенеслась на другие соцсети — там я теперь тоже лайкаю лишь по делу, а не на автопилоте.
Так что "Инстаграм" не зря запускает лайковую революцию — эта затасканная опция точно нуждалась в переосмыслении. И она его получит, несмотря на вой тех, кого лишат любимого рефлекса.
Комментарии
2. Отзывы прочитываются людьми, имеющими непосредственное отношение к выходу статьи: журналистом, редактором, модератором. Отзывы выставляются на сайт с 07:00 до 22:00 в будние дни и с 09:00 до 18:00 в выходные и праздничные (время московское). Если по прошествии разумного времени отзыв не появился на сайте, то это могло быть вызвано следующими причинами:
- ваш комментарий носил критичный или провокационный характер о работе редакции данного сайта. Действия администрации сайта в комментариях не обсуждаются
- ваш отзыв носил провокационный характер: призывы к межнациональной и социальной розни, к свержению действующей власти и т. п.;
- ваш отзыв содержал нецензурную брань, в т.ч. в криптованном виде, т.е. с заменой букв на символы либо заменой брани на слово с аналогичной фоносемантикой;
- ваш отзыв содержал выражения оскорбительного характера в чей-либо адрес: автора материала, лиц, давших свои комментарии к статье, в адрес героя и т. д. Также не выставляются отзывы, в категоричной форме и бездоказательно - обвиняющие вышеуказанные лица в некомпетентности либо угрожающие им судебным преследованием – в таких случаях вам следует обращаться в прокуратуру напрямую;
- ваш отзыв содержал прямую рекламу (название и контактную информацию) фирмы, речь о которой не шла в авторском материале;
- ваш отзыв указывал на грамматические и орфографические ошибки ранее высказавшихся: грамотность – личное дело каждого;
- ваш отзыв содержал вопрос, ответ на который был дан ранее;
- ваш отзыв содержал слова из молитвы какой-либо религии (например: Аминь) или носит религиозный характер;
- ваш отзыв состоял из одного-двух слов, не несущих информативной нагрузки: «Афтар жжет», «Супер», «Наконец-то», «Отстой». Если цель вашего отзыва – дать односложную оценку мнению кого-либо из высказавшихся, воспользуйтесь рейтингом: «+», если вы поддерживаете комментатора, и «-», если не поддерживаете;
- ваш отзыв содержал слишком длинную ссылку или конструкцию, написанную без пробелов («плохие__________водители___________» и т. п.). 3. Материалы, которые являются коммерческими Отзывы к ним модерируются в соответствии с настоящими правилами.
4. Материалы, которые являются коммерческими. В дополнение к действующим правилам отзывы модерируются в соответствии с требованиями рекламодателя.
5. Зарегистрируйтесь, если вы хотите высказываться открыто: честное неанонимное мнение всегда ценится выше. Если вы оставляете отзыв под своей регистрацией, вам будет автоматически направлено уведомление о результате: либо подтверждающее размещение отзыва на сайте, либо с указанием того, что содержание вашего отзыва противоречит правилам размещения отзывов.