Как устроена работа такси, что они ежедневно создают ЧП?
Пассажиры, пользующиеся услугами такси, рискуют своим здоровьем и иногда даже жизнью: в случае неприятностей, призвать таксистов к ответственности очень сложно. Эксперты, опрошенные «URA.RU», уверены, что ситуация не изменится до тех пор, пока не ужесточится законодательство в отношении таксистов и агрегаторов, оказывающих услуги по перевозке. Тема безопасности клиентов такси активно обсуждается после резонансного события в подмосковной Коломне 20 июня, где водитель агрегатора «Яндекс.Такси» угрожал изнасиловать и съесть клиента. А 22 июня другой таксист в Екатеринбурге специально ограбил клиента, увезя его вещи. Другая громкая история случилась в Перми, где женщина обвинила шофера такси в попытке похищенияее ребенка.
Почему водителей такси сложно призвать к ответственности?
В России таксисты могут работать через таксомоторные парки или самостоятельно через агрегаторы («Яндекс.Такси», Uber, Gett и другие). Но напрямую воздействовать на недобросовестного водителя могут только парки такси, у которых есть собственные диспетчерские и регламент выпуска автомобилей на линию, пояснил «URA.RU» председатель профсоюза московских таксистов Александр Макаров. «Агрегаторы открещиваются от претензий. Они говорят, что они предоставляют только информационные услуги: приехал водитель, дальше мы снимаем с себя ответственность, разбирайтесь с последствиями сами», — пояснил эксперт.
Появление на дорогах страны таксистов, которые угрожают клиентами и ведут себя неадекватно — это следствие того, что и агрегаторы и таксомоторные парки не разбираются с жалобами, уточнил Макаров. «В крайнем случае предприятия могут сказать, что водителя наказали, а потом пострадавший пассажир через какое-то время встречается с тем же таксистом», — пояснил председатель профсоюза столичных таксистов.
Единственным реальным инструментом, которым можно воздействовать на неадекватных водителей такси — это обращение в полицию и фиксация инцидента на видео, подчеркнул эксперт.
Как отбирают водителей для сервисов и существует ли «черный список» таксистов?
Таксомоторные парки, нанимая сотрудников, просматривают трудовую биографию, стаж вождения, открытые категории в водительском удостоверении, выясняют, не лишался ли человек документов, пояснил Макаров. «Затем идет стажировка, проверка знаний о городе. И, конечно, собеседование, во время которого смотрят что и как человек говорит. С агрегаторами все по-другому», — рассказал собеседник агентства.
По его словам, чтобы устроиться таксистом в сервисе необходимо прислать только скрин документов и фото машины. «Однако такой метод не надежен, поскольку допускает фальсификации», — подчеркнул эксперт.
В беседе с «URA.RU» председатель комитета московской торгово-промышленной палаты (МТПП) по вопросам транспортного обслуживания пассажирских перевозок легковым автомобильным транспортом Богдан Коношенко сообщил, что у таксомоторных парков есть своеобразный «черный список» таксистов — общая информационная база, где указано, где шофер работал, и какие у работодателей есть на него отзывы, но доступ к ней ограничен и есть только у таксопарков, агрегаторы с ним ознакомиться не могут. «Водитель, устраиваюсь на работу, подписывает документы, подтверждающие, что его персональные данные будут использоваться. Однако человек может отказаться от этого, и информация о его нарушениях останется на совести предприятия», — рассказал эксперт.
Таксисты пользуются пробелами в законе
Одной из проблем с нечистыми на руку таксистами связана с неисполнением уже существующего федерального закона № 69 (неофициально — «Закон о такси» — прим. ред.). «В документе прописано, что таксомотры должны оборудоваться счетчиком, и никакой фиксированной стоимости поездки не должно быть. Эти требования закона мало кем исполняются», — подчеркнул Коношенко.
Однако соблюдения одного этого закона недостаточно. Рынку такси требуется глобальная реформа, уверен эксперт. Необходимо четко прописать права и обязанности пассажиров, водителей, таксомоторных компаний и агрегаторов, а также контролирующих органов, пояснил Коношенко. Например, по словам эксперта, необходимо внести поправки в закон о телемедицине, чтобы удаленно проводить медосмотр водителей, а также усовершенствовать систему дистанционного контроля на дорогах.
Председатель совета директоров таксомоторных компаний «Такси 6000000» Алексей Эвентов подчеркнул, что для оказания услуг такси на должном уровне необходимо выстроить четкую инфраструктуру, с помощью которой можно было бы контролировать как здоровье водителя, так и состояние автомобиля — кабинеты, станции, ямы осмотра автомобилей.
«На линию должен выходить адекватный водитель и с нормальном давлением, не принимавший наркотики и алкоголь. Для этого его следует контролировать. Сейчас существуют технологии, позволяющие делать это дистанционно», — уточнил он. Но для этого необходимы изменения законодательства, а также разъяснительные работы с исполнительными органами власти, подчеркнул эксперт.
Водитель «Яндекс.Такси», пожелавший остаться неизвестным, рассказал «URA.RU», как клиенты могут влиять на работу водителей. «Я уже несколько месяцев езжу, ко мне не было нареканий. А тут за один вчерашний день я получил две плохих оценки и меня предупредили, что после третьей заблокируют в системе и я больше не смогу ездить», — отметил шофер. По его словам, именно благодаря оценкам пассажиры могут влиять на рейтинг водителей и на то, смогут ли они в дальнейшем работать в системе или нет. По его словам, агрегатор даже не пытается разобраться в справедливости оценки, поставленной водителю, и просто лишает его возможности работать.
За комментариями «URA.RU» обратилось к агрегаторам «Яндекс.Такси» и Gett. Получить оперативный ответ от сервисов не удалось.
Комментарии
2. Отзывы прочитываются людьми, имеющими непосредственное отношение к выходу статьи: журналистом, редактором, модератором. Отзывы выставляются на сайт с 07:00 до 22:00 в будние дни и с 09:00 до 18:00 в выходные и праздничные (время московское). Если по прошествии разумного времени отзыв не появился на сайте, то это могло быть вызвано следующими причинами:
- ваш комментарий носил критичный или провокационный характер о работе редакции данного сайта. Действия администрации сайта в комментариях не обсуждаются
- ваш отзыв носил провокационный характер: призывы к межнациональной и социальной розни, к свержению действующей власти и т. п.;
- ваш отзыв содержал нецензурную брань, в т.ч. в криптованном виде, т.е. с заменой букв на символы либо заменой брани на слово с аналогичной фоносемантикой;
- ваш отзыв содержал выражения оскорбительного характера в чей-либо адрес: автора материала, лиц, давших свои комментарии к статье, в адрес героя и т. д. Также не выставляются отзывы, в категоричной форме и бездоказательно - обвиняющие вышеуказанные лица в некомпетентности либо угрожающие им судебным преследованием – в таких случаях вам следует обращаться в прокуратуру напрямую;
- ваш отзыв содержал прямую рекламу (название и контактную информацию) фирмы, речь о которой не шла в авторском материале;
- ваш отзыв указывал на грамматические и орфографические ошибки ранее высказавшихся: грамотность – личное дело каждого;
- ваш отзыв содержал вопрос, ответ на который был дан ранее;
- ваш отзыв содержал слова из молитвы какой-либо религии (например: Аминь) или носит религиозный характер;
- ваш отзыв состоял из одного-двух слов, не несущих информативной нагрузки: «Афтар жжет», «Супер», «Наконец-то», «Отстой». Если цель вашего отзыва – дать односложную оценку мнению кого-либо из высказавшихся, воспользуйтесь рейтингом: «+», если вы поддерживаете комментатора, и «-», если не поддерживаете;
- ваш отзыв содержал слишком длинную ссылку или конструкцию, написанную без пробелов («плохие__________водители___________» и т. п.). 3. Материалы, которые являются коммерческими Отзывы к ним модерируются в соответствии с настоящими правилами.
4. Материалы, которые являются коммерческими. В дополнение к действующим правилам отзывы модерируются в соответствии с требованиями рекламодателя.
5. Зарегистрируйтесь, если вы хотите высказываться открыто: честное неанонимное мнение всегда ценится выше. Если вы оставляете отзыв под своей регистрацией, вам будет автоматически направлено уведомление о результате: либо подтверждающее размещение отзыва на сайте, либо с указанием того, что содержание вашего отзыва противоречит правилам размещения отзывов.