«Пакет Яровой» в действии: сотовые операторы взвинтили цены и скоро поднимут их еще выше
Операторам нужно как-то компенсировать дополнительные расходы, которые они понесут, чтобы реализовать положения закона. Сами они не признаются, где возьмут деньги, однако аналитики уверены: вернут за счет абонентов.
Через несколько недель — 1 июля 2018 года — вступит в силу так называемый «пакет Яровой». С этого дня сотовые операторы обязаны будут хранить у себя на серверах записи телефонных разговоров, текстовых сообщений и интернет-трафика всех своих абонентов. Для операторов это обернется дополнительными тратами (по предварительным подсчетам, на реализацию положений закона придется потратить 7–8% выручки), а для их абонентов — повышением тарифов.
Несмотря на то что до вступления закона в силу еще осталось время, многие операторы уже объявили о повышении тарифов. Например, оператор широкополосного доступа в интернет, цифрового телевидения и телефонной связи «Дом.ru» предупредил абонентов о повышении стоимости некоторых тарифов на 10% с 1 июня. Изданию vc.ru в компании объяснили, что рост цен связан «с общей ситуацией на рынке». Также в техподдержке уточнили, что повышение тарифов — «необходимая мера для поддержания должного качества услуг, модернизации сетей и обновления оборудования».
«Дом.ru» поднимает цены не в первый раз в этом году. 1 апреля услуги также подорожали для абонентов на 10%. Тогда представители компании объяснили «Деловому Петербургу», что действуют исходя из экономической ситуации: «Растут затраты на оборудование, контент, увеличиваются инвестиционные расходы на модернизацию сетей. А нам нужно продолжать оказывать качественные услуги». Позже в «Дом.ru» отказались комментировать, связан ли рост цен с «законом Яровой», и пообещали, что новое повышение не затронет тех, кто столкнулся с ростом тарифов в апреле.
Также цены поднял мобильный оператор МТС. С 1 мая большинство абонентов начали платить на 3% больше, а отдельные тарифы подорожали на 6,9%. В прошлый раз оператор повышал цены в апреле 2017 года. Тогда абонентская плата, стоимость звонков и СМС-сообщений поднялись на 8–9%.
Как сообщает TJ, провайдеры неохотно делятся своими планами по повышению абонентской платы. Так, «МегаФон», «Билайн», «Обит», «ТТК», «Энфорт», «Инетком» и «Планета» не стали отвечать на вопрос о том, поднимутся ли в ближайшее время цены. Представители SkyNet, «Простор-телеком» и «ПИН» сообщили, что не будут повышать тарифы, а в «Ростелекоме», который поднимал цены на ряд услуг в апреле, уточнили, что повсеместного повышения не будет, только работа в отдельных регионах по архивным тарифам.
При этом суммы затрат некоторые провайдеры все же озвучивают. По подсчетам «Билайна», расходы в течение пяти лет, которые компания понесет из-за нового закона, составят 45 млрд рублей, из них 6 млрд потратят в первый год. «Мегафон» планирует пустить на реализацию положений закона 35–40 млрд за пять лет. По данным «Ведомостей», часть денег (около 920 млн) потратят на установку системы хранения данных абонентов «Купол». Это позволит «Мегафону» хранить 100 ПБ данных, а его дочке «Скартел» (бренд Yota) — 7,6 ПБ. При этом, по мнению главного аналитика Российской ассоциации электронных коммуникаций Карена Казаряна, этого хватит только для тестирования — весь трафик оператора в десятки раз превышает емкость «Купола».
Аналитики сходятся во мнении, что в ближайшем будущем операторы вновь повысят тарифы, причем абонентов ждет массовое повышение: из-за высокой конкуренции игроки рынка будут оглядываться друг на друга и поднимать цены одновременно и пропорционально. А вот прогнозы насчет того, насколько вырастут тарифы, эксперты дают разные.
Эксперт «Финама» Алексей Коренев считает, что роста цен можно ждать уже в третьем квартале текущего года, передает «Фонтанка». По его подсчетам, тарифы поднимут как минимум на 10–15%, причем дальше цифра будет только расти. Еще более мрачный прогноз дает генеральный директор информационно-аналитического агентства TelecomDaily Денис Кусков.
Денис Кусков, генеральный директор TelecomDaily:
— В течение 2018 года возможно повышение на 15–25%, а в 2019-м – еще на 10%.
Аналитик отдела анализа рынков управления инвестиционного консультирования «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин заявил, что ускорение темпов роста цен на связь в ближайшие 3–5 лет составит от 4 до 7 процентных пунктов ежегодно. «Предположу, что рост цен на горизонте ближайшего года с учетом закона Яровой может составить 8–11%», — уточнил он.
Аналитик «Фридом Финанс» Георгий Ващенко назвал вполне реальным рост тарифов на 30%. Правда, по его словам, рост будет поэтапным и завершится в конце 2019 года. А вот гендиректор аналитического агентства «Рустелеком» Юрий Брюквин предрек пятипроцентное повышение цен на первом этапе. «Если контроль [за исполнением закона] будет жестким, то повышение тарифов мы почувствуем очень быстро», — добавил эксперт.
«Закон Яровой» имеет и другие последствия, кроме повышения тарифов. По мнению директора департамента телекоммуникационных услуг компании J’Son & Partners Consulting Кирилла Кучерова, из-за снижения выручки могут пострадать планы операторов по развертыванию в стране сетей 5G. Не исключено, что та же судьба постигнет план по распространению технологии LTE.
Комментарии
2. Отзывы прочитываются людьми, имеющими непосредственное отношение к выходу статьи: журналистом, редактором, модератором. Отзывы выставляются на сайт с 07:00 до 22:00 в будние дни и с 09:00 до 18:00 в выходные и праздничные (время московское). Если по прошествии разумного времени отзыв не появился на сайте, то это могло быть вызвано следующими причинами:
- ваш комментарий носил критичный или провокационный характер о работе редакции данного сайта. Действия администрации сайта в комментариях не обсуждаются
- ваш отзыв носил провокационный характер: призывы к межнациональной и социальной розни, к свержению действующей власти и т. п.;
- ваш отзыв содержал нецензурную брань, в т.ч. в криптованном виде, т.е. с заменой букв на символы либо заменой брани на слово с аналогичной фоносемантикой;
- ваш отзыв содержал выражения оскорбительного характера в чей-либо адрес: автора материала, лиц, давших свои комментарии к статье, в адрес героя и т. д. Также не выставляются отзывы, в категоричной форме и бездоказательно - обвиняющие вышеуказанные лица в некомпетентности либо угрожающие им судебным преследованием – в таких случаях вам следует обращаться в прокуратуру напрямую;
- ваш отзыв содержал прямую рекламу (название и контактную информацию) фирмы, речь о которой не шла в авторском материале;
- ваш отзыв указывал на грамматические и орфографические ошибки ранее высказавшихся: грамотность – личное дело каждого;
- ваш отзыв содержал вопрос, ответ на который был дан ранее;
- ваш отзыв содержал слова из молитвы какой-либо религии (например: Аминь) или носит религиозный характер;
- ваш отзыв состоял из одного-двух слов, не несущих информативной нагрузки: «Афтар жжет», «Супер», «Наконец-то», «Отстой». Если цель вашего отзыва – дать односложную оценку мнению кого-либо из высказавшихся, воспользуйтесь рейтингом: «+», если вы поддерживаете комментатора, и «-», если не поддерживаете;
- ваш отзыв содержал слишком длинную ссылку или конструкцию, написанную без пробелов («плохие__________водители___________» и т. п.). 3. Материалы, которые являются коммерческими Отзывы к ним модерируются в соответствии с настоящими правилами.
4. Материалы, которые являются коммерческими. В дополнение к действующим правилам отзывы модерируются в соответствии с требованиями рекламодателя.
5. Зарегистрируйтесь, если вы хотите высказываться открыто: честное неанонимное мнение всегда ценится выше. Если вы оставляете отзыв под своей регистрацией, вам будет автоматически направлено уведомление о результате: либо подтверждающее размещение отзыва на сайте, либо с указанием того, что содержание вашего отзыва противоречит правилам размещения отзывов.