Почему Кавказ платит за ЖКХ меньше остальной России
На аномальную дешевизну коммунальных услуг в некоторых регионах России влияют не только климат и особенности инфраструктуры, уверены специалисты в сфере ЖКХ. Они говорят: люди платят по квитанциям меньше 500 рублей в месяц там, где много бедных и напряженная политическая обстановка. Опрошенные «URA.RU» эксперты объяснили, почему одни регионы платят за коммуналку в разы больше других и чем это неравенство может обернуться для российского общества.
Аналитики международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza изучили рынок услуг ЖКХ и выяснили, что меньше всех в России по квитанциям платят жители Ингушетии (488 рублей в месяц с человека), Тывы (478 рублей) и Дагестана (457 рублей). По подсчетам исследователей, разница между регионами с самой дорогой и самой дешевой коммуналкой составляет 7,67 раз.
Такой существенный разрыв может быть связан с низким уровнем жизни жителей Дагестана, Ингушетии и Тывы, утверждает руководитель комиссии по ЖКХ Общественного совета при Минстрое РФ Алексей Макрушин. «В республиках Северного Кавказа тарифы ниже, чем в остальной стране. Это связано с тем, что люди там живут достаточно бедно, и для них даже такие суммы являются обременением. В Тыве, очевидно, тоже есть проблемы с уровнем благосостояния», — сказал он в разговоре с «URA.RU».
Действительно, по данным РИА Рейтинг за 2018 год, перечисленные республики входят в число худших регионов по уровню качества жизни. Дагестан занимает 69 строчку рейтинга из 85, Ингушетия — 82, а Тыва замыкает список.
Однако, как считает член комитета Госдумы РФ по транспорту и строительству Дмитрий Ионин, в данной ситуации экономическая составляющая не является главной. «Вопросы ЖКХ — это вопросы политики и только политики. Из-за этого какие-то политические моменты, связанные с необходимостью снятия социального напряжения, позволяют делать низкие тарифы по ЖКХ, а за счет других регионов все это компенсировать», — поделился депутат, представляющий Свердловскую область. Ионин подчеркнул, что в некоторых регионах власти сознательно идут на так называемую «плановую убыточность», чтобы сохранить стабильность в обществе.
Парламентарий напомнил, что 1 июля россиян ждет повышение тарифов — второе в этом году. В большинстве регионов, например, в уральских, подорожание составит 2%. Однако в республиках, где жители платят меньше всего за коммуналку, повышение будет более значительным: в Дагестане — 3,8%, в Ингушетии — 3,3%, а в Тыве — 2,8%.
По словам Ионина, нынешняя разница в стоимости коммуналки потенциально несет угрозу для общественного спокойствия. «Рано или поздно в других регионах, где услуги ЖКХ дороже, это может привести к социальному взрыву. Если мы считаем, что у нас народ выйдет на митинги, чтобы требовать честные выборы, то это зря. Я думаю, народ выйдет на митинги, когда за ЖКХ будет нечего платить», — предположил Ионин.
Макрушин, в свою очередь, полагает, что дешевые коммунальные услуги в ряде регионов обернутся серьезными проблемами для местной инфраструктуры ЖКХ. Деньги, которые недополучают энергетики, должны идти на капитальные ремонты оборудования.
«Вся инфраструктура, которую используют регионы, неизменно изнашивается. Со временем там повысится аварийность, станет ниже качество. Потребуются бюджетные деньги, чтобы решать эту проблему», — предупредил Макрушин.
Избежать этой ситуации у местных и федеральных властей не выйдет, считает сопредседатель некоммерческого партнерства «Управдом» Евгения Юнисова. По ее мнению, в регионах, где люди мало платят за коммуналку, невозможно привести тарифы к экономически обоснованным. «Это повлечет существенный рост тарифов, превышающий уровень инфляции. Тарифы у нас допускается увеличивать только по уровню инфляции, и эти незначительные повышения уже не дают привести их к экономически обоснованным», — отметила эксперт.
Однако, по мнению Ионина, решение проблемы все же есть. Парламентарий утверждает, что Федеральная антимонопольная служба (ФАС), контролирующая тарифы ЖКХ, намерена менять подход к тарифному регулированию. «Сейчас каждый регион пляшет, как хочет. Тарифы по одному и тому же виду теплоисточников могут отличаться в десятки раз, — посетовал депутат. — Надо вырабатывать единые правила игры. Возможно, надо отнимать у регионов право самостоятельно заниматься тарифной политикой, и на какое-то время передать это ФАС, чтобы она уже выработала четкие показатели для всех».
Комментарии
2. Отзывы прочитываются людьми, имеющими непосредственное отношение к выходу статьи: журналистом, редактором, модератором. Отзывы выставляются на сайт с 07:00 до 22:00 в будние дни и с 09:00 до 18:00 в выходные и праздничные (время московское). Если по прошествии разумного времени отзыв не появился на сайте, то это могло быть вызвано следующими причинами:
- ваш комментарий носил критичный или провокационный характер о работе редакции данного сайта. Действия администрации сайта в комментариях не обсуждаются
- ваш отзыв носил провокационный характер: призывы к межнациональной и социальной розни, к свержению действующей власти и т. п.;
- ваш отзыв содержал нецензурную брань, в т.ч. в криптованном виде, т.е. с заменой букв на символы либо заменой брани на слово с аналогичной фоносемантикой;
- ваш отзыв содержал выражения оскорбительного характера в чей-либо адрес: автора материала, лиц, давших свои комментарии к статье, в адрес героя и т. д. Также не выставляются отзывы, в категоричной форме и бездоказательно - обвиняющие вышеуказанные лица в некомпетентности либо угрожающие им судебным преследованием – в таких случаях вам следует обращаться в прокуратуру напрямую;
- ваш отзыв содержал прямую рекламу (название и контактную информацию) фирмы, речь о которой не шла в авторском материале;
- ваш отзыв указывал на грамматические и орфографические ошибки ранее высказавшихся: грамотность – личное дело каждого;
- ваш отзыв содержал вопрос, ответ на который был дан ранее;
- ваш отзыв содержал слова из молитвы какой-либо религии (например: Аминь) или носит религиозный характер;
- ваш отзыв состоял из одного-двух слов, не несущих информативной нагрузки: «Афтар жжет», «Супер», «Наконец-то», «Отстой». Если цель вашего отзыва – дать односложную оценку мнению кого-либо из высказавшихся, воспользуйтесь рейтингом: «+», если вы поддерживаете комментатора, и «-», если не поддерживаете;
- ваш отзыв содержал слишком длинную ссылку или конструкцию, написанную без пробелов («плохие__________водители___________» и т. п.). 3. Материалы, которые являются коммерческими Отзывы к ним модерируются в соответствии с настоящими правилами.
4. Материалы, которые являются коммерческими. В дополнение к действующим правилам отзывы модерируются в соответствии с требованиями рекламодателя.
5. Зарегистрируйтесь, если вы хотите высказываться открыто: честное неанонимное мнение всегда ценится выше. Если вы оставляете отзыв под своей регистрацией, вам будет автоматически направлено уведомление о результате: либо подтверждающее размещение отзыва на сайте, либо с указанием того, что содержание вашего отзыва противоречит правилам размещения отзывов.