Поддельные продукты захватывают 50% полок в российских магазинах. Как фальсификат убивает россиян
Полки российских магазинов наводнили фальсифицированные продукты, следует из доклада РЭУ им. Плеханова. Контролирующие организации бьют тревогу: подделывают самые популярные товары: колбасу, молоко, масло. Доля фальсифицированного сливочного масла достигает 50%.
Какие продукты фальсифицируют чаще всего?
По данным органов Россельхознадзора и Роспотребнадзора, основная доля фальсификата приходится на молочные продукты, такие как сыр, творог, сливочное масло, сметана, сгущенное молоко, мороженое, а также рыбу, икру, мясные и кондитерские изделия.
Чаще всего недобросовестные производители фальсифицируют масло, говорит говорит руководитель организации «Общественный контроль» Всеволод Вишневецкий. «Здесь доля фальсификата достигает уже 50%. Как правило, животный жир заменяют на растительный. Также поступают с молоком. Иногда молоко просто разбавляют водой», — замечает он в беседе с «URA.RU».
По его словам, доля фальсифицированного молока колеблется в районе 20-30%. Обращает эксперт внимание и на творог. «В основном фальсифицированным творогом оказывается не тот, что упакован заводским способом, а тот, который продается на рынке», — говорит Вишневецкий.
Другим популярным фальсификатом стали колбаса и сосиски. Чаще всего подделывают популярную у россиян вареную колбасу — «Молочную» и «Докторскую», а также молочные сосиски. «Для них используется либо мясо низкого качества, либо мясо птицы, которое запрещено ГОСТом. Кроме того, добавляется много влаги, чтобы увеличить объем продукта. А для того, чтобы связать фарш с водой, употребляют соевые изоляты, камедь», — говорит Вишневецкий.
Под Новый год фальсифицировать начали деликатесы, говорит руководитель экспертного департамента НП «Росконтроль» Максим Рудаков. «К новогоднему столу мы проверили икру и семгу и обнаружили фальсификат. Заявлено, что „семга“, а лабораторные исследования показывают, что это радужная форель (пресноводная рыба, ее цена и вкус отличаются). Икра тоже небезопасна, и, если написано „икра нерки“, то по факту икра той же радужной форели», — отметил Рудаков.
В целом, по данным Росконтроля, в России небезопасен каждый пятый продукт.
Как фальсифицированные продукты влияют на здоровье?
Фальсификат не несет моментального вреда для здоровья. Однако его регулярное употребление приводит к болезням. «Потребитель недополучает витамины и аминокислоты, которые нужны для обмена веществ. То же пальмовое масло усваивается хуже, чем молочные жиры», — говорит Вишневецкий. При этом в последнее время производители стали отказываться даже от пальмового масла, используя трансжиры, которые усваиваются еще хуже. Регулярное употребление трансжиров приводит к тому, что люди из-за инфарктов не доживают до пенсии, говорит Рудаков.
В середине декабря глава Минздрава Вероника Скворцова заявила, что число россиян, страдающих ожирением, резко увеличилось. Это связано с широким распространением фальсификата, считает Вишневецкий. «Мы стали потреблять много насыщенных жиров, сахара, соли. Они накапливаются в организме, а это вредно. В итоге это приводит к росту ишемических болезней, атеросклерозу», — говорит он.
При этом тяжелей всего приходится россиянам, которые уже страдают от заболеваний. «Есть люди, которые выбирают продукты осознанно (у кого-то непереносимость лактозы, аллергия на соли), для них фальсификация несет повышенную опасность», — заключает Рудаков.
Почему власти не борются с подделками?
Власть пытается соблюсти баланс интересов бизнеса и потребителя. Так, в последние годы действует мораторий на проверки малого бизнеса. Вишневецкий уверен, что он будет продлен до 2020 года. «При этом зайди в любой магазин шаговой доступности, там работают именно ИП: все эти модные фермерские, белорусские товары. И туда не ступает нога инспектора. Сокращение проверок порождает безнаказанность», — говорит Вишневецкий.
Внеплановые проверки компаний покрупнее Роспотребнадзор вынужден согласовывать с прокуратурой и за сутки уведомлять об этом проверяемый объект. «За это время бизнес убирает некачественную продукцию либо вообще вешает замок на дверь перед приходом чиновников», — отмечает Вишневецкий.
Комментарии
2. Отзывы прочитываются людьми, имеющими непосредственное отношение к выходу статьи: журналистом, редактором, модератором. Отзывы выставляются на сайт с 07:00 до 22:00 в будние дни и с 09:00 до 18:00 в выходные и праздничные (время московское). Если по прошествии разумного времени отзыв не появился на сайте, то это могло быть вызвано следующими причинами:
- ваш комментарий носил критичный или провокационный характер о работе редакции данного сайта. Действия администрации сайта в комментариях не обсуждаются
- ваш отзыв носил провокационный характер: призывы к межнациональной и социальной розни, к свержению действующей власти и т. п.;
- ваш отзыв содержал нецензурную брань, в т.ч. в криптованном виде, т.е. с заменой букв на символы либо заменой брани на слово с аналогичной фоносемантикой;
- ваш отзыв содержал выражения оскорбительного характера в чей-либо адрес: автора материала, лиц, давших свои комментарии к статье, в адрес героя и т. д. Также не выставляются отзывы, в категоричной форме и бездоказательно - обвиняющие вышеуказанные лица в некомпетентности либо угрожающие им судебным преследованием – в таких случаях вам следует обращаться в прокуратуру напрямую;
- ваш отзыв содержал прямую рекламу (название и контактную информацию) фирмы, речь о которой не шла в авторском материале;
- ваш отзыв указывал на грамматические и орфографические ошибки ранее высказавшихся: грамотность – личное дело каждого;
- ваш отзыв содержал вопрос, ответ на который был дан ранее;
- ваш отзыв содержал слова из молитвы какой-либо религии (например: Аминь) или носит религиозный характер;
- ваш отзыв состоял из одного-двух слов, не несущих информативной нагрузки: «Афтар жжет», «Супер», «Наконец-то», «Отстой». Если цель вашего отзыва – дать односложную оценку мнению кого-либо из высказавшихся, воспользуйтесь рейтингом: «+», если вы поддерживаете комментатора, и «-», если не поддерживаете;
- ваш отзыв содержал слишком длинную ссылку или конструкцию, написанную без пробелов («плохие__________водители___________» и т. п.). 3. Материалы, которые являются коммерческими Отзывы к ним модерируются в соответствии с настоящими правилами.
4. Материалы, которые являются коммерческими. В дополнение к действующим правилам отзывы модерируются в соответствии с требованиями рекламодателя.
5. Зарегистрируйтесь, если вы хотите высказываться открыто: честное неанонимное мнение всегда ценится выше. Если вы оставляете отзыв под своей регистрацией, вам будет автоматически направлено уведомление о результате: либо подтверждающее размещение отзыва на сайте, либо с указанием того, что содержание вашего отзыва противоречит правилам размещения отзывов.