Банкам дали право блокировать банковские карты россиян. Теперь операции любого гражданина РФ могут оказаться под подозрением
Накануне ЦБ объяснил банкам, в каких случаях они могут блокировать карты россиян. Клиенты испугались, что случаи будут массовыми. Онлайн-банкинг плотно вошел в жизнь рядовых горожан: они оплачивают картой не только крупные покупки, но и переводят друг другу небольшие суммы. Опрошенные «URA.RU» эксперты рассказали, что теперь операции по карте любого россиянина могут оказаться под подозрением.
Чьи карты будут блокировать в первую очередь
В разъяснительном письме регулятор уточнил критерии, по которым можно распознать подозрительные действия. Центробанк разделил их на три группы.
В первых двух случаях транзакция может быть приостановлена, если данные о получателе перевода или устройстве, с которого он совершается, есть в черном списке ЦБ (он постоянно дополняется). Третий признак, когда характер, объем и параметры транзакций не совпадают с привычными для клиента. «Если вы раньше снимали с карточки по 100 рублей в день и делали это в Москве, и вдруг вы снимаете десять тысяч из Гондураса, эта операция выделяется из прочих. Соответственно, она подозрительная», — поясняет «URA.RU» на примере ведущий аналитик портала BankoDrom.ru Вячеслав Путиловский.
Но бывают и иные случаи. Когда клиент банка, к примеру, еще утром был дома, в Екатеринбурге, а вечером ужинает в Турции. «Человек поел в ресторане, пытается оплатить, а платеж не проходит. Эта ситуация, мягко говоря, неприятная, особенно если добавить характерный языковой барьер, который есть у многих россиян», — указывает на пробелы доцент РАНХиГС, экономист Сергей Хестанов. Эксперт советует россиянам в ближайшее время отправляться в поездки как минимум с двумя картами разных банков и иметь какой-то запас наличных средств.
Что делать, если карта заблокирована
В письме ЦБ отмечено, что сотрудник банка должен связаться с клиентом, по карте которого проведены сомнительные операции. После подтверждения транзакции платеж будет проведен. Если связаться с клиентом не удалось, банк вправе приостановить операцию на срок до двух суток. По истечении этого срока платеж состоится.
Аналитик «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин напоминает клиентам, что «карта — это собственность банка. Банк что хочет, то и делает с ней». Эксперт советует клиентам сразу, как только возникли трудности с картой, обращаться в банк и не ждать звонков или сообщений.
Если из банка все же позвонили, то стоит помнить, что во время разговора с клиентом «сотрудник банка не имеет права задавать вопросы, касающиеся прав доступа на определенный счет — пароли, логины и так далее», — отмечает Путиловский. Он не исключает, что банки выработают систему «свой-чужой», с помощью которой клиенты будут понимать, что им позвонил сотрудник банка, а не мошенник.
В любом случае, даже несмотря на письмо ЦБ о критериях сомнительных операций, только банки решают, какие транзакции считать подозрительными. Путиловский обращает внимание, что, с одной стороны, банкам дан определенный «сигнал к произволу, то есть они фактически любую операцию могут обозвать подозрительной и ее заблокировать». С другой — если они переусердствуют и будут часто блокировать карты, «люди просто от них уйдут».
«Банки начнут исполнять закон излишне рьяно»
Не исключено, что мошенники воспользуются главной лазейкой — возможностью позвонить клиенту банка. Нечистые на руку, скорее всего, смогут заработать на тех, кто еще не слышал о нововведениях. Однако Сергей Хестанов убежден, что мошенники являются не самой серьезной проблемой — они и сейчас звонят и пишут собственникам карт.
Проблема в другом, считает собеседник «URA.RU». Формулировки нововведений очень широкие. Под них подходят практически любые транзакции.
«Есть большие опасения, что многие банки начнут исполнять закон излишне рьяно, то есть блокировать всё подряд», — отмечает он.
Эксперт подчеркивает, что подобные ситуации типичны, когда подзаконные акты только вступают в силу и правоприменительная практика еще не наработана.
Хестанов полагает, что публикация нововведений на минувшей неделе — это только начало. Спустя полгода могут появиться новые документы. «ЦБ выпустит инструкции и разъяснения, а банки адаптируются к этому закону, научатся и будут его исполнять более-менее адекватно», — считает он.
Все самые интересные новости мы telegram’ируем в наш открытый канал. Подписывайтесь
Комментарии
2. Отзывы прочитываются людьми, имеющими непосредственное отношение к выходу статьи: журналистом, редактором, модератором. Отзывы выставляются на сайт с 07:00 до 22:00 в будние дни и с 09:00 до 18:00 в выходные и праздничные (время московское). Если по прошествии разумного времени отзыв не появился на сайте, то это могло быть вызвано следующими причинами:
- ваш комментарий носил критичный или провокационный характер о работе редакции данного сайта. Действия администрации сайта в комментариях не обсуждаются
- ваш отзыв носил провокационный характер: призывы к межнациональной и социальной розни, к свержению действующей власти и т. п.;
- ваш отзыв содержал нецензурную брань, в т.ч. в криптованном виде, т.е. с заменой букв на символы либо заменой брани на слово с аналогичной фоносемантикой;
- ваш отзыв содержал выражения оскорбительного характера в чей-либо адрес: автора материала, лиц, давших свои комментарии к статье, в адрес героя и т. д. Также не выставляются отзывы, в категоричной форме и бездоказательно - обвиняющие вышеуказанные лица в некомпетентности либо угрожающие им судебным преследованием – в таких случаях вам следует обращаться в прокуратуру напрямую;
- ваш отзыв содержал прямую рекламу (название и контактную информацию) фирмы, речь о которой не шла в авторском материале;
- ваш отзыв указывал на грамматические и орфографические ошибки ранее высказавшихся: грамотность – личное дело каждого;
- ваш отзыв содержал вопрос, ответ на который был дан ранее;
- ваш отзыв содержал слова из молитвы какой-либо религии (например: Аминь) или носит религиозный характер;
- ваш отзыв состоял из одного-двух слов, не несущих информативной нагрузки: «Афтар жжет», «Супер», «Наконец-то», «Отстой». Если цель вашего отзыва – дать односложную оценку мнению кого-либо из высказавшихся, воспользуйтесь рейтингом: «+», если вы поддерживаете комментатора, и «-», если не поддерживаете;
- ваш отзыв содержал слишком длинную ссылку или конструкцию, написанную без пробелов («плохие__________водители___________» и т. п.). 3. Материалы, которые являются коммерческими Отзывы к ним модерируются в соответствии с настоящими правилами.
4. Материалы, которые являются коммерческими. В дополнение к действующим правилам отзывы модерируются в соответствии с требованиями рекламодателя.
5. Зарегистрируйтесь, если вы хотите высказываться открыто: честное неанонимное мнение всегда ценится выше. Если вы оставляете отзыв под своей регистрацией, вам будет автоматически направлено уведомление о результате: либо подтверждающее размещение отзыва на сайте, либо с указанием того, что содержание вашего отзыва противоречит правилам размещения отзывов.