Что можно и что нельзя в РПЦ? Темные очки — да, красить волосы — нет
Тверской протоиерей Вячеслав Баскаков, разместивший в Instagram фото своих сумок Gucci и Louis Vuitton, а также дорогой одежды, останется безнаказанным. Прописанного дресс-кода у священников нет, заметили опрошенные «URA.RU» церковные иерархи. Мы выяснили, что в таком случае можно, а чего нельзя представителям РПЦ.
«У священников нет личной жизни, они всегда на виду», — подчеркнул руководитель пресс-службы РПЦ Александр Волков. Так, священник Всеволод Чаплин отметил, что во время учебы его критиковали за коричневую подошву, а звуки, которые издают ботинки, «тщательно оценивались».
Священники не должны одеваться вызывающе. «Священнослужитель должен действовать так, чтобы через его поведение имя Божье не хулилось. Проблема не в том, что он носит и что делает, а в том что через его поведение начинается злословие в адрес церкви, христианской веры», — рассказал «URA.RU» декан Свято-Тихоновского гуманитарного университета Андрей Постернак.
Особое значение имеет и прическа. В частности прошлый патриарх Алексий II (глава РПЦ в 1990—2008 годах) осуждал популярные в то время «малининские» (от фамилии певца Александра Малинина — прим.ред.) косички у духовенства, говорит Всеволод Чаплин.
«Митрополит Питирим в свое время доходчиво объяснял помощникам, что даже юный священник не должен позволять парикмахеру выбривать затылок», — замечает Чаплин. При этом в церкви отсутствуют ограничения по длине волос, говорит директор портала «Православие и мир», протоиерей Александр Ильяшенко. «Согласно иконографии, у апостола Павла была прическа с короткими волосами. Но часто встречаются священнослужители с длинными волосами, и это никем не возбраняется», — уточнил протоиерей.
Красить волосы священнослужители не должны, продолжает Ильяшенко: «Согласно православной традиции, седина считается признаком добродетельной жизни. Если молодой человек живет благочестиво, ревностно соблюдает все заповеди, то его можно считать старцем. Таким образом, церковь всегда выражает свое почтение к старости. А если священник красит волосы, значит, он не понимает один из основных принципов церкви».
При этом священнику нельзя носить дреды, одеваться в рэперскую и рокерскую одежду, говорит Чаплин. Священник в принципе не должен ходить на рэп- и рок- концерты. «Он должен носить подрясник, не должен вести себя вызывающе в обществе, делать пирсинг», — подчеркнул Постернак. Однако церковь не накладывает никаких музыкальных ограничений на вкусы священнослужителей.
Они могут слушать попсу, рэп, джаз, рок и даже ставить эти композиции на звонок телефона. При условии, что она обладает «мистическим действием и благотворно действует на душу человека», замечает Ильяшенко.
Священники не могут загорать на пляже, потому что РПЦ не приветствует оголение. Однако могут носить черные очки, если того требует предписание врача. «В храме очки не нужны, там вообще полумрак, а на улице можно. Если у человека болят глаза от солнца, почему бы ему не надеть солнцезащитные очки», — замечает Ильяшенко.
Раздражение тверским священником было вызвано не дорогими брендами, а безвкусицей его одеяния, замечает Чаплин. «Дело не в том, что они дорогие, а в том, что они безвкусные, скорее женские, чем мужские. Странно видеть священника, который напоминает Верку Сердючку», говорит он. По его словам, он знал священников, которые носили в быту гораздо более дорогие и эксклюзивные вещи, но сшитые с «потрясающим» вкусом».
Поведение тверского священника вызвано банальным желанием «показать себя», считает последовательный критик церкви, журналист Александр Невзоров. Он напомнил, что, по церковным канонам, если молодой священник не заключит брак до получения первого сана, то жениться ему не удастся больше никогда. Поэтому молодые священники «прихорашиваются» как могут: «Они все играют этот спектакль, прикидываясь особыми людьми. На самом деле это обычные пацаны, которым важна их внешность. Они будут идти на все ухищрения, чтобы выглядеть получше в соответствии с их сословными и интеллектуальными представлениями».
Комментарии
2. Отзывы прочитываются людьми, имеющими непосредственное отношение к выходу статьи: журналистом, редактором, модератором. Отзывы выставляются на сайт с 07:00 до 22:00 в будние дни и с 09:00 до 18:00 в выходные и праздничные (время московское). Если по прошествии разумного времени отзыв не появился на сайте, то это могло быть вызвано следующими причинами:
- ваш комментарий носил критичный или провокационный характер о работе редакции данного сайта. Действия администрации сайта в комментариях не обсуждаются
- ваш отзыв носил провокационный характер: призывы к межнациональной и социальной розни, к свержению действующей власти и т. п.;
- ваш отзыв содержал нецензурную брань, в т.ч. в криптованном виде, т.е. с заменой букв на символы либо заменой брани на слово с аналогичной фоносемантикой;
- ваш отзыв содержал выражения оскорбительного характера в чей-либо адрес: автора материала, лиц, давших свои комментарии к статье, в адрес героя и т. д. Также не выставляются отзывы, в категоричной форме и бездоказательно - обвиняющие вышеуказанные лица в некомпетентности либо угрожающие им судебным преследованием – в таких случаях вам следует обращаться в прокуратуру напрямую;
- ваш отзыв содержал прямую рекламу (название и контактную информацию) фирмы, речь о которой не шла в авторском материале;
- ваш отзыв указывал на грамматические и орфографические ошибки ранее высказавшихся: грамотность – личное дело каждого;
- ваш отзыв содержал вопрос, ответ на который был дан ранее;
- ваш отзыв содержал слова из молитвы какой-либо религии (например: Аминь) или носит религиозный характер;
- ваш отзыв состоял из одного-двух слов, не несущих информативной нагрузки: «Афтар жжет», «Супер», «Наконец-то», «Отстой». Если цель вашего отзыва – дать односложную оценку мнению кого-либо из высказавшихся, воспользуйтесь рейтингом: «+», если вы поддерживаете комментатора, и «-», если не поддерживаете;
- ваш отзыв содержал слишком длинную ссылку или конструкцию, написанную без пробелов («плохие__________водители___________» и т. п.). 3. Материалы, которые являются коммерческими Отзывы к ним модерируются в соответствии с настоящими правилами.
4. Материалы, которые являются коммерческими. В дополнение к действующим правилам отзывы модерируются в соответствии с требованиями рекламодателя.
5. Зарегистрируйтесь, если вы хотите высказываться открыто: честное неанонимное мнение всегда ценится выше. Если вы оставляете отзыв под своей регистрацией, вам будет автоматически направлено уведомление о результате: либо подтверждающее размещение отзыва на сайте, либо с указанием того, что содержание вашего отзыва противоречит правилам размещения отзывов.