Для школ выбрали две тысячи учебников
В обновленном перечне школьных учебников более двух тысяч наименований. В список включили пособия по кибербезопасности и финансовой грамотности, которой начнут учить с 1 сентября 2022 года. Большинство же новинок касается преподавания на родном языке. Проект приказа Минпросвещения опубликован на портале проектов нормативных актов. «Парламентская газета» ознакомилась с документом.
Кибербезопасность и финансовая грамотность
Предыдущие изменения в перечень вносили приказами Министерства просвещения от 20 мая и 23 декабря 2020 года. В начале этого года ведомство анонсировало: в список внесут еще 95 учебников, в том числе по кибербезопасности. И действительно, такие пособия вошли в обновленный перечень. Это «Кибербезопасность» Галины Солдатовой для 5-х, 6-х, 7-х, 8-х и 9-х классов, а также «Информационная безопасность и кибербезопасность» Марины Цветковой для 7-9-х классов.
Финансовую грамотность начнут преподавать с 1 сентября по учебникам «Секреты финансовой грамотности» для 2-х, 3-х и 4-х классов и «Основы финансовой грамотности» для 8-9-х классов, подготовленные коллективами авторов.
Среди новинок — несколько учебников по географии и истории. А по программе ОБЖ — «Основы военно-морской подготовки. Начальная военно-морская подготовка» Федора Еленина для 5-6-х классов и «Основы военно-морской подготовки. Специальная военно-морская подготовка» Александра Шаронова для 7-8-х классов и Льва Ефременкова для 9-х классов.
«Эрзянь букварь» и «Чтение для глухих с CD-диском»
Самый внушительный список новинок — это национальные учебники. Они представлены линейками по родному языку и чтению на родном языке. В перечень, например, вошли учебники по алтайскому языку разных авторов для 1-4-х классов, «Эрзянь букварь» Мордовского книжного издательства, «Чăваш букварĕ» Чувашского книжного издательства, «Салам!» Татарского института развития образования.
Также перечень предложено дополнить учебниками для детей с ограниченными возможностями здоровья. В основном это слабослышащие, глухие дети и школьники с умственной отсталостью. Для них школам рекомендуют закупать, например, «Речевую практику. Учебник для обучающихся с умственной отсталостью» или «Чтение и развитие речи: учебник для глухих с электронным приложением на CD-диске».
Как учебники попадают в федеральный перечень, «Парламентской газете» рассказала член Комитета Госдумы по просвещению Лариса Тутова: «Сначала учебник аккредитуют, он проходит общественные слушания, экспертизу научного сообщества. Затем еще одну экспертизу, по результатам которой учебник может быть рекомендован для включения в перечень или отклонен. И только потом список формируется и утверждается в профильных ведомствах по образованию».
Срок действия экспертизы новых пособий — до 25 июня 2026 года. А для тех, что вошли в перечень раньше, — до 25 сентября 2025 года.
«Эти сроки не означают, что учебник будет находиться в перечне до означенного года. Это просто срок действия экспертизы», — уточнила Тутова.
Против ошибок и за толерантность
Идея федерального перечня учебников появилась в 90-е годы прошлого века, когда в России стали активно внедрять вариативное образование, а пособия для школы начали писать все, кому не лень. В итоге преподаватели, родители и школьники стали находить в учебниках многочисленные ошибки. Например, в одном из учебников по химии для 9-го класса перепутали натрий и калий, приводили пример в пресс-службе Минобрнауки в 2018 году. Автор учебника обществознания утверждал, что с накачанными и накрашенными людьми «абсолютно не о чем говорить». А в одном из учебников по ОБЖ иллюстрация с американским зенитным ракетным комплексом была подписана как «ракетный комплекс ПВО России», приводили «Известия» слова тогдашнего министра Ольги Васильевой.
Именно с подачи Васильевой, перешедшей в 2018 году на службу в Министерство просвещения, перечень учебников впервые изменили кардинально. В результате количество пособий сократилось сразу с 1370 до 863.
Конкуренция и образование
Однако с тем, как именно надо наводить порядок на рынке учебной литературы, не согласились в Федеральной антимонопольной службе. В 2019 году ФАС вынесла Минпросвещения предупреждение из-за признаков нарушения Закона «О защите конкуренции». В ведомстве посчитали, что министерство при формировании федерального перечня учебников в 2018 году необоснованно направляло часть пособий на дополнительную экспертизу, давая таким образом зеленый свет другим учебникам.
Из-за этого, по мнению антимонопольщиков, в федеральном списке из 863 позиций 537 заняли пособия, выпущенные издательством «Просвещение». А его ближайший конкурент — корпорация «Российский учебник» — смогла зарегистрировать только 256 наименований.
Несмотря на озабоченность ФАС, в дальнейшие годы «Просвещение» только усилило свои позиции. В 2020 году издательство приобрело корпорацию «Российский учебник», и «доля объединенной компании на рынке учебной литературы может достигать 80 процентов», писал тогда «Коммерсант». Таким образом, в России, как и в СССР, может возникнуть монополия на печать учебников, отмечали эксперты. Кстати, именно «Просвещение» в Союзе и было таким монополистом.
Больше не лучше, чем меньше
К перечню есть и другие претензии. Например, председатель Общественного совета при Минпросвещения Виталий Сурвилло считает, что документ недостаточно структурирован. В действующем перечне 26 линеек по алгебре и матанализу, 15 — по биологии, 14 — по истории России, 13 — по физике, 12 — по экономике, и это только для старших классов, рассказал он «Парламентской газете». Не меньше разброс и для начальной школы.
«Выскажу свое сугубо личное мнение — такое количество линий федеральных учебников — не полезно, дорого для государства и дезориентирует учащихся и родителей», — отметил эксперт.
Смущает и то, что во многих линиях в составе авторских коллективов встречаются одни и те же имена. А в одном и том же учебнике, выпущенном в разные годы, могут быть другие компоновка материала, задания, нумерация страниц, хотя в школах, как правило, дети пользуются учебниками разных лет изданий.
«Если подача материала по каждой отдельной линейке отличается в своей последовательности, фокусировке, как дети умудряются участвовать в олимпиадах, с какими знаниями они попадают в вузы? Если же линейки учебников принципиально ничем не отличаются, в чем смысл такого обилия?» — задался вопросом Сурвилло.
Поэтому он предложил научно-методическому совету при Минпросвещения не только оценивать качество учебников, но и мониторить востребованность учебников у педагогов.
«В результате Совет мог бы определять 3-5 основных рекомендованных министерством учебников по каждому предмету», — предложил эксперт.
При этом он отметил, что любой опытный педагог всегда может добавить к рекомендованным учебникам те находки, которые узнал из других учебных пособий.
Комментарии
2. Отзывы прочитываются людьми, имеющими непосредственное отношение к выходу статьи: журналистом, редактором, модератором. Отзывы выставляются на сайт с 07:00 до 22:00 в будние дни и с 09:00 до 18:00 в выходные и праздничные (время московское). Если по прошествии разумного времени отзыв не появился на сайте, то это могло быть вызвано следующими причинами:
- ваш комментарий носил критичный или провокационный характер о работе редакции данного сайта. Действия администрации сайта в комментариях не обсуждаются
- ваш отзыв носил провокационный характер: призывы к межнациональной и социальной розни, к свержению действующей власти и т. п.;
- ваш отзыв содержал нецензурную брань, в т.ч. в криптованном виде, т.е. с заменой букв на символы либо заменой брани на слово с аналогичной фоносемантикой;
- ваш отзыв содержал выражения оскорбительного характера в чей-либо адрес: автора материала, лиц, давших свои комментарии к статье, в адрес героя и т. д. Также не выставляются отзывы, в категоричной форме и бездоказательно - обвиняющие вышеуказанные лица в некомпетентности либо угрожающие им судебным преследованием – в таких случаях вам следует обращаться в прокуратуру напрямую;
- ваш отзыв содержал прямую рекламу (название и контактную информацию) фирмы, речь о которой не шла в авторском материале;
- ваш отзыв указывал на грамматические и орфографические ошибки ранее высказавшихся: грамотность – личное дело каждого;
- ваш отзыв содержал вопрос, ответ на который был дан ранее;
- ваш отзыв содержал слова из молитвы какой-либо религии (например: Аминь) или носит религиозный характер;
- ваш отзыв состоял из одного-двух слов, не несущих информативной нагрузки: «Афтар жжет», «Супер», «Наконец-то», «Отстой». Если цель вашего отзыва – дать односложную оценку мнению кого-либо из высказавшихся, воспользуйтесь рейтингом: «+», если вы поддерживаете комментатора, и «-», если не поддерживаете;
- ваш отзыв содержал слишком длинную ссылку или конструкцию, написанную без пробелов («плохие__________водители___________» и т. п.). 3. Материалы, которые являются коммерческими Отзывы к ним модерируются в соответствии с настоящими правилами.
4. Материалы, которые являются коммерческими. В дополнение к действующим правилам отзывы модерируются в соответствии с требованиями рекламодателя.
5. Зарегистрируйтесь, если вы хотите высказываться открыто: честное неанонимное мнение всегда ценится выше. Если вы оставляете отзыв под своей регистрацией, вам будет автоматически направлено уведомление о результате: либо подтверждающее размещение отзыва на сайте, либо с указанием того, что содержание вашего отзыва противоречит правилам размещения отзывов.