Эксперты рассказали, какие пророчества сбываются чаще
Самосбывающиеся предсказания часто воплощаются в реальность, а человек только способствует этому своим поведением. Что это за явление и как на него повлиять — учёные рассказали в эпизоде подкаста «Лайфхак».
Существует психологический феномен, согласно которому предсказание может становиться верным из-за своего косвенного влияния на реальность. Например, человек, который боится провалить собеседование из-за волнения, в итоге действительно нервничает сильнее и не справляется с вопросами.
Это явление называют самосбывающимися или самоисполняющимися предсказаниями. Его впервые описал американский социолог Роберт Мертон в 1948 году. Учёный заметил, что расистским нападкам чаще подвергались те, кто изначально верил, что будет обижен.
Позднее специалисты описали эффект Пигмалиона, суть которого заключается в том, что ожидания определяют наши действия.
Действительно ли такие предсказания влияют на жизнь?
«Единого мнения по этому вопросу у учёных нет. Некоторые убеждены, что роль самосбывающихся пророчеств весьма скромна и преувеличивается. Критики утверждают, что феномен проявляется не всегда. А иногда предсказание — это всего лишь следствие разумного анализа. Например, человек может просто хорошо знать себя и поэтому предвидеть свои поступки», — говорится в подкасте.
Дело в том, что такие пророчества создают замкнутый круг мыслей и поведения. Аналогичным образом мы воспринимаем чужие установки. Так, если ребёнку постоянно твердят, что он ничего не добьётся в жизни, то в какой-то момент ему становится легче поверить в «клеймо» и начать ему соответствовать — перестать стараться, деградировать. Его поведение вызовет ответную реакцию со стороны окружающих, образ «безнадёжного» ребёнка только укрепится у окружающих и будет подтверждаться.
Как повлиять на эти пророчества?
- Научитесь бороться с вредными мыслями.
- Попробуйте оценить собственные поступки и поработать над исправлением предубеждений.
- Оградите себя от чужих негативных мыслей.
- Настройтесь на успех.
- Думайте о других людях позитивно.
Комментарии
2. Отзывы прочитываются людьми, имеющими непосредственное отношение к выходу статьи: журналистом, редактором, модератором. Отзывы выставляются на сайт с 07:00 до 22:00 в будние дни и с 09:00 до 18:00 в выходные и праздничные (время московское). Если по прошествии разумного времени отзыв не появился на сайте, то это могло быть вызвано следующими причинами:
- ваш комментарий носил критичный или провокационный характер о работе редакции данного сайта. Действия администрации сайта в комментариях не обсуждаются
- ваш отзыв носил провокационный характер: призывы к межнациональной и социальной розни, к свержению действующей власти и т. п.;
- ваш отзыв содержал нецензурную брань, в т.ч. в криптованном виде, т.е. с заменой букв на символы либо заменой брани на слово с аналогичной фоносемантикой;
- ваш отзыв содержал выражения оскорбительного характера в чей-либо адрес: автора материала, лиц, давших свои комментарии к статье, в адрес героя и т. д. Также не выставляются отзывы, в категоричной форме и бездоказательно - обвиняющие вышеуказанные лица в некомпетентности либо угрожающие им судебным преследованием – в таких случаях вам следует обращаться в прокуратуру напрямую;
- ваш отзыв содержал прямую рекламу (название и контактную информацию) фирмы, речь о которой не шла в авторском материале;
- ваш отзыв указывал на грамматические и орфографические ошибки ранее высказавшихся: грамотность – личное дело каждого;
- ваш отзыв содержал вопрос, ответ на который был дан ранее;
- ваш отзыв содержал слова из молитвы какой-либо религии (например: Аминь) или носит религиозный характер;
- ваш отзыв состоял из одного-двух слов, не несущих информативной нагрузки: «Афтар жжет», «Супер», «Наконец-то», «Отстой». Если цель вашего отзыва – дать односложную оценку мнению кого-либо из высказавшихся, воспользуйтесь рейтингом: «+», если вы поддерживаете комментатора, и «-», если не поддерживаете;
- ваш отзыв содержал слишком длинную ссылку или конструкцию, написанную без пробелов («плохие__________водители___________» и т. п.). 3. Материалы, которые являются коммерческими Отзывы к ним модерируются в соответствии с настоящими правилами.
4. Материалы, которые являются коммерческими. В дополнение к действующим правилам отзывы модерируются в соответствии с требованиями рекламодателя.
5. Зарегистрируйтесь, если вы хотите высказываться открыто: честное неанонимное мнение всегда ценится выше. Если вы оставляете отзыв под своей регистрацией, вам будет автоматически направлено уведомление о результате: либо подтверждающее размещение отзыва на сайте, либо с указанием того, что содержание вашего отзыва противоречит правилам размещения отзывов.