Итог закона Яровой: через 5 лет не все смогут позволить себе Интернет
Интернет-операторы до сих пор не начали исполнять «закон Яровой» несмотря на то, он вступил в силу с 1 июля. Эксперты объясняют это тем, что к нему до сих пор не вышли поясняющие подзаконные акты. Например, непонятно, как именно интернет-компании должны передавать данные ФСБ. Что им грозит за несоблюдение закона и как это скажется на обычных пользователях — отвечает «URA.RU».
Как часто в России в силу вступают законы, за нарушение которых не наказывают?
Закон Яровой — не исключительный случай. Для российской действительности — это распространенное явление, говорит эксперт в области информационной безопасности, издатель журнала «Information Security» Александр Власов. «Так было с законом о защите персональных данных, за неисполнение которого грозили жесткие санкции. Долгое время не было подзаконных актов, по которым его можно было исполнять. То же самое было, например, с законом о транспортной безопасности», — рассказал он «URA.RU».
Что грозит интернет-компаниям за неисполнение «закона Яровой»?
Неизвестно. Наказание за неисполнение закона должно быть прописано в подзаконных актах, которых еще нет, рассказал «URA.RU» главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Карен Казарян.
Как долго это может продолжаться?
Уже в ближайшее время Роскомнадзор должен начать требовать от операторов исполнения закона, по крайней мере в той части, которая не требует подзаконных актов, говорит Власов. «Операторы могут начать отпираться, утверждая, что отсутствие актов мешает им исполнять закон в целом. Так может продолжаться от года до трех лет. Дальше возможны различные варианты: могут поменять закон, если поймут, что в нынешнем виде он неисполним. Или начнут продавливать его исполнение в полной мере, и тогда мы все почувствуем это на своем кошельке», — считает он.
Как сильно могут подорожать услуги для пользователей?
По исходным положениям закона, данные, которые передаются через интернет, должны храниться в течение 30 дней. Телефонные разговоры, а также аудио- и видеосообщения, пересылаемые с помощью мобильной связи — в течение полугода. По словам Власова, изначально операторы говорили, что исполнение закона может привести к увеличению тарифов в два раза. Впрочем, он считает, что в реальности цены вырастут на 10-30%. По данным Казаряна, стоимость услуг будет расти на 15% в год, вплоть до 2022 года. Закон обязывает компании пять лет подряд увеличивать на 15% емкость оборудования, на котором хранится интернет-трафик.
Серьезно вырастет и стоимость интернет-рекламы, говорит Казарян. Бесплатные для пользователей «Яндекс», «ВКонтакте» и «Одноклассники» будут пытаться отбить расходы, повышая цены для рекламодателей. «Подорожают также платные видеосервисы. Ведь для хранения фильмов также нужно дополнительное место», — говорит Казарян. Кроме того, из-за дополнительных расходов резко замедлится развитие рунета: это скажется на росте интернет-скоростей и разработке новых продуктов.
Стоит ли ожидать смягчения закона?
Задержка с подготовкой подзаконных актов не всегда означает, что власти задумались о смягчении первоначального законопроекта, говорит Власов. «Когда задерживались акты по защите персональных данных, операторы начали подозревать, что это всего лишь PR-акция и закон будет смягчен. Но сильно просчитались. Акты по закону о транспортной безопасности вообще не принимались три года. Но после терактов (видимо, речь идет о теракте в аэропорту Домодедово в 2011 году — прим. ред.) их приняли очень быстро, в самой жесткой редакции», — резюмировал эксперт.
Комментарии
2. Отзывы прочитываются людьми, имеющими непосредственное отношение к выходу статьи: журналистом, редактором, модератором. Отзывы выставляются на сайт с 07:00 до 22:00 в будние дни и с 09:00 до 18:00 в выходные и праздничные (время московское). Если по прошествии разумного времени отзыв не появился на сайте, то это могло быть вызвано следующими причинами:
- ваш комментарий носил критичный или провокационный характер о работе редакции данного сайта. Действия администрации сайта в комментариях не обсуждаются
- ваш отзыв носил провокационный характер: призывы к межнациональной и социальной розни, к свержению действующей власти и т. п.;
- ваш отзыв содержал нецензурную брань, в т.ч. в криптованном виде, т.е. с заменой букв на символы либо заменой брани на слово с аналогичной фоносемантикой;
- ваш отзыв содержал выражения оскорбительного характера в чей-либо адрес: автора материала, лиц, давших свои комментарии к статье, в адрес героя и т. д. Также не выставляются отзывы, в категоричной форме и бездоказательно - обвиняющие вышеуказанные лица в некомпетентности либо угрожающие им судебным преследованием – в таких случаях вам следует обращаться в прокуратуру напрямую;
- ваш отзыв содержал прямую рекламу (название и контактную информацию) фирмы, речь о которой не шла в авторском материале;
- ваш отзыв указывал на грамматические и орфографические ошибки ранее высказавшихся: грамотность – личное дело каждого;
- ваш отзыв содержал вопрос, ответ на который был дан ранее;
- ваш отзыв содержал слова из молитвы какой-либо религии (например: Аминь) или носит религиозный характер;
- ваш отзыв состоял из одного-двух слов, не несущих информативной нагрузки: «Афтар жжет», «Супер», «Наконец-то», «Отстой». Если цель вашего отзыва – дать односложную оценку мнению кого-либо из высказавшихся, воспользуйтесь рейтингом: «+», если вы поддерживаете комментатора, и «-», если не поддерживаете;
- ваш отзыв содержал слишком длинную ссылку или конструкцию, написанную без пробелов («плохие__________водители___________» и т. п.). 3. Материалы, которые являются коммерческими Отзывы к ним модерируются в соответствии с настоящими правилами.
4. Материалы, которые являются коммерческими. В дополнение к действующим правилам отзывы модерируются в соответствии с требованиями рекламодателя.
5. Зарегистрируйтесь, если вы хотите высказываться открыто: честное неанонимное мнение всегда ценится выше. Если вы оставляете отзыв под своей регистрацией, вам будет автоматически направлено уведомление о результате: либо подтверждающее размещение отзыва на сайте, либо с указанием того, что содержание вашего отзыва противоречит правилам размещения отзывов.