Летчик с 40-летним стажем: это была не посадка, а настоящий кошмар
Следствие рассматривает ошибку пилотов как приоритетную версию катастрофы самолета SSJ 100 «Аэрофлота», в результате которой погиб 41 человек. Во вторник источники «Коммерсанта» сообщили о том, что пилоты сгоревшего лайнера допустили сразу ряд грубых ошибок.
О том, почему катастрофы в России продолжатся и что не так сделали пилоты Superjet в Шереметьево, в интервью «URA.RU» рассказал заслуженный пилот СССР, бывший заместитель министра гражданской авиации Советского Союза Олег Смирнов.
— Олег Михайлович, сразу после катастрофы в Шереметьево многие пилоты заявили, что посадить Superjet 100 без автоматики, в ручном режиме практически невозможно. Это действительно так, вы согласны?
— Сейчас мы должны вести речь о колоссальной системной ошибке, которая заключается в безоговорочном передоверии управления самолетом электронным системам. Мы часто слышим — электроника есть, не беспокойся, она все за тебя сама сделает. В результате командиры кораблей сегодня превращаются в операторов компьютерной техники. Все это и приводит к тому, что пилоты практически полностью теряют навыки ручного пилотирования самолета. В случае отказа электроники они не в состоянии взять штурвал в свои руки и провести безопасную посадку, как это раньше делали тысячи летчиков всего мира.
— Эта ошибка часто «выстреливает» или речь идет о каких-то исключениях?
— Я приведу лишь несколько примеров. Совсем недавно в Эфиопии и Индонезии разбились боинги. В обоих случаях именно из-за передоверия электронике погибли 340 человек! Вот она — цена этого вопроса, когда навык теряется.
Это примерно так же, как если вы ездите в машине с автоматической коробкой передач: спустя несколько лет вам трудно будет пересесть в машину с «механикой» — не хватает все того же навыка.
А навык дается не папой римским, не президентом, не министром, не главой авиакомпании, навык дается природой человека. Есть навык — есть профессионал, навык исчезает — исчезает профессионал.
Другой яркий пример — крушение лайнера, который летел из Бразилии в Париж. Он рухнул в Атлантику. По итогам расследования комиссия пришла к выводу, что катастрофа произошла из-за «необученности командира корабля ручному пилотированию самолета в случае отказа электроники». Фактически он был не пилотом, а компьютерным оператором. Настоящий же командир должен чувствовать самолет каждой клеткой своего организма.
— А вам лично когда-то пригодился подобный навык?
— Я пролетал 40 лет, конечно! Если честно, мне вообще наплевать на эту автоматику, был такой порядок — если автоматика барахлит, выключи ее и веди самолет вручную. Сейчас многие пилоты в принципе не умеют летать в ручном режиме, и самое важное — современные самолеты, в том числе Superjet, так сделаны. Машина настолько тонко устроена, что автомат, конечно же, лучше ей управляет. Вполне возможно, что пилоты сгоревшего SSJ 100 просто растерялись, когда автоматика взяла и вырубилась. Ведь как их учат — нажимай кнопки, соблюдай алгоритм, думать особо и не надо.
— Автоматика часто подводит?
— А вы проведите эксперимент, спросите у своих коллег — у кого никогда не отказывала домашняя электроника? Думаю, таких не найдете. Утюги и чайники отказывают, компьютеры, фены, магнитофоны и посудомоечные машины ломаются. Точно так же и в самолете. Пока существует техника, она будет отказывать. Поэтому хорошо подготовленный командир корабля является последней надеждой на то, что он оставит пассажиров в живых. Если же такой подготовки у него не окажется, то все люди на борту обречены. При наличии навыков, компетенций и Superjet можно посадить нормально. Поэтому сейчас надо находить золотую середину между автоматикой и человеком, чтобы избежать в дальнейшем новых катастроф, новых рек крови.
— Олег Михайлович, вы неоднократно просмотрели видео жесткой посадки Superjet в Шереметьево. Все ли, на ваш взгляд, было сделано пилотами правильно?
— Я действительно посмотрел несколько видео и ужаснулся: это была не посадка, а настоящий кошмар! Я увидел удар самолета на большой скорости о взлетно-посадочную полосу! После этого удара лайнер трижды подпрыгнул, после чего, потеряв все аэродинамические свойства и качества, грохнулся. Конструкция не выдержала и начала разрушаться, в том числе и топливные баки — топливо полилось рекой и возник пожар. Такое явление, которое мы наблюдали, у нас называли «козлом». В этом случае самолет сделал три таких «козла»! Когда в училище курсант допускает «козла», ему ставят двойку. За тройного «козла» я бы поставил только кол!
Комментарии
2. Отзывы прочитываются людьми, имеющими непосредственное отношение к выходу статьи: журналистом, редактором, модератором. Отзывы выставляются на сайт с 07:00 до 22:00 в будние дни и с 09:00 до 18:00 в выходные и праздничные (время московское). Если по прошествии разумного времени отзыв не появился на сайте, то это могло быть вызвано следующими причинами:
- ваш комментарий носил критичный или провокационный характер о работе редакции данного сайта. Действия администрации сайта в комментариях не обсуждаются
- ваш отзыв носил провокационный характер: призывы к межнациональной и социальной розни, к свержению действующей власти и т. п.;
- ваш отзыв содержал нецензурную брань, в т.ч. в криптованном виде, т.е. с заменой букв на символы либо заменой брани на слово с аналогичной фоносемантикой;
- ваш отзыв содержал выражения оскорбительного характера в чей-либо адрес: автора материала, лиц, давших свои комментарии к статье, в адрес героя и т. д. Также не выставляются отзывы, в категоричной форме и бездоказательно - обвиняющие вышеуказанные лица в некомпетентности либо угрожающие им судебным преследованием – в таких случаях вам следует обращаться в прокуратуру напрямую;
- ваш отзыв содержал прямую рекламу (название и контактную информацию) фирмы, речь о которой не шла в авторском материале;
- ваш отзыв указывал на грамматические и орфографические ошибки ранее высказавшихся: грамотность – личное дело каждого;
- ваш отзыв содержал вопрос, ответ на который был дан ранее;
- ваш отзыв содержал слова из молитвы какой-либо религии (например: Аминь) или носит религиозный характер;
- ваш отзыв состоял из одного-двух слов, не несущих информативной нагрузки: «Афтар жжет», «Супер», «Наконец-то», «Отстой». Если цель вашего отзыва – дать односложную оценку мнению кого-либо из высказавшихся, воспользуйтесь рейтингом: «+», если вы поддерживаете комментатора, и «-», если не поддерживаете;
- ваш отзыв содержал слишком длинную ссылку или конструкцию, написанную без пробелов («плохие__________водители___________» и т. п.). 3. Материалы, которые являются коммерческими Отзывы к ним модерируются в соответствии с настоящими правилами.
4. Материалы, которые являются коммерческими. В дополнение к действующим правилам отзывы модерируются в соответствии с требованиями рекламодателя.
5. Зарегистрируйтесь, если вы хотите высказываться открыто: честное неанонимное мнение всегда ценится выше. Если вы оставляете отзыв под своей регистрацией, вам будет автоматически направлено уведомление о результате: либо подтверждающее размещение отзыва на сайте, либо с указанием того, что содержание вашего отзыва противоречит правилам размещения отзывов.