«Мог оказаться среди них»: На перевале Дятлова могли погибнуть десять туристов, а не девять 📢 - Каменск-Уральский городской интернет-портал KU66.RU
Реклама

Реклама. Рекламодатель: ООО «СЗ «Альянс-Инвест» (ИНН:6674356950)
erid:2Vtzqv9smJf


Реклама

Реклама. Рекламодатель: ООО «Новый дом» (ИНН: 7452035298) erid: 2Vtzqx4okyg

Реклама

Реклама. Рекламодатель: ИП ИП Афонин В.А.(ИНН:666500082462)
erid=2Vtzqw7xZVP


Главная
/
Новости
/
В России

«Мог оказаться среди них»: На перевале Дятлова могли погибнуть десять туристов, а не девять

Фото: предоставил Павел Тарзин
Поделиться:
29 сентября 2019 в 00:32
Поделиться:
Нашли ошибку в тексте?
Выделите её мышкой и нажмите
CTRL
+
ENTER

Вот уже 60 лет трагедия на перевале Дятлова ни дает покоя исследователям. В 1959 году девять туристов под руководством Игоря Дятлова ушли в поход на северный Урал. Спустя месяц спасатели нашли их разрезанную палатку, а на расстоянии полутора километров от нее - пять замерзших тел. Трупы остальных нашли только в мае. Туристы были разутые и полураздетые. У некоторых имелись смертельные травмы...

Что же могло произойти в ту роковую ночь? Версий уже более семидесяти. Но с каждым днем появляются все новые подробности. Так, «Комсомольской правде» - Екатеринбург удалось выяснить, что на самом деле в поход планировали идти гораздо больше человек. И Юрий Юдин, который посреди пути выбыл из группы, не единственный, кому посчастливилось избежать смерти на перевале. Еще одним оказался Павел Тарзин. От гибели его спасло случайное стечение обстоятельств.

«МЫ БЫЛИ НОВИЧКИ»

На встречу 85-летний Павел Тарзин пришел по-походному: за спиной рюкзак, в руках две лыжные палки для скандинавской ходьбы. Павел, как и «дятловцы» в те годы учился в Уральском политехническом институте (сейчас УрФУ – Ред.). С Зиной Колмогоровой был в одной группе на радиотехническом факультете. Она же познакомила Тарзина с Дятловым. Ребята быстро нашли общий язык – всех тянуло к приключениям, у каждого за спиной были легкие непродолжительные походы.

Павел Тарзин открывает папку с черно-белыми фотокарточками:

– Вот Дятлов, вот Колмогорова, а это я, – Тарзин водит пальцем по снимку. – Это фотокарточки из другого похода Игоря Дятлова, который он возглавлял в 1957 году (за два года до гибели туристов на перевале – Прим. Ред.). Нас тогда было 12 человек, тех кто загорелся идеей сходить на перевалы центрального и западного Кавказа. Причем для всех это был самый первый горный поход второй категории сложности. Я вообще не понимаю, как городской туристский клуб нас тогда отпустил! Мы были новички, даже 1-ю категорию сложности еще не прошли! Лишь у Игоря Дятлова было относительное право на такое путешествие, так как он провел один сезон в альплагере.

23 августа 1957 года студенты под руководством Дятлова загрузились в поезд и двинулись на Кавказ. По своим условиям, то летне-весеннее путешествие сильно отличалось от зимнего похода 1959 года, закончившегося трагедией. «Комсомолка» публикует отрывки из дневника, который по очереди заполняли туристы.

БРОСИЛ ЯДОВИТУЮ РТУТЬ В ПАЛАТКУ

Этот дневник Павел Тарзин до сих пор бережно хранит у себя в домашнем архиве. Одна из первых записей датирована 29 августа, когда в пять утра поезд с уральскими студентами прибыл в Нальчик. После этого Игорь Дятлов нашел для группы грузовое такси. Отъехав на нем на 60 километров от города, туристы двинулись вдоль реки до горного аула, где решили заночевать.

«Сразу же разбрелись по аулу. Лиля, наш доктор, занялась изысканием главного профилактического средства в походе – чудесной, признанной во всем мире и вселенной, горькой, особой московской водки, – написал Павел Тарзин в дневнике. – После обеда нашлись охотники сделать первые восхождения в горах. Остальные молодые, начинающие туристы, решили добиться разрешения у Игоря (Дятлова, - Ред.). Трое ребят избегали весь берег в поисках Игоря. Но он как в воду канул. Как оказалось впоследствии, Игорь вследствие своего железного характера и как все титаны мысли, соизволил покинуть всех и… был в пещере, которую трудно отыскать всем смертным»

Через два дня похода студенты столкнулись с первой серьезной проблемой – конфликтом внутри группы. Случилось это 1 сентября, когда они остановились на ночевку и поставили палатки. Это событие подробно описала в дневнике Зина Колмогорова:

«…Сцепились Володя с Людой. Люда, словно метеор из палатки. Все с криком бросились на Вовку. Наконец, не выдержала душа Лили. Она начала рваться за Людой вслед, словно Вова не хочет ее пустить и при каждой ее попытке он «ласково» усаживает ее на место. И вот разгневанный, обиженный Володя пробкой выскакивает из палатки; со скоростью звука он подлетает к окну палатки и завыл: Славка – дай закурить. Но после минутной передышки на дожде он снова влез в палатку, передумав курить. Наступила очередь Лили. Вот и она уже на улице и вместе с Игорем кличут Люду. Вова решил довести до конца свою цель – выгнать из палатки всех девчонок, прикинувшись больным. Может быть, он действительно был душевно больным в эту минуту. Он дрожал, подпрыгивал в палатке и требовал термометр. Потребовав термометр, он тут же разломал его в дребезги, бросив ядовитую ртуть в палатку. Затем и он вышел из палатки уже на поиски Лили»

«ПАЛАТКУ СТАВИЛИ ПОД НАВИСШЕЙ ГЛЫБОЙ»

Маршрут в тот поход составлял Игорь Дятлов. Неопытность команды дала о себе знать на первом же леднике, который им встретился. Поднявшись на него, участники похода два дня не могли понять, как выбраться с другой его стороны, чтобы продолжить движение.

«Сегодня пошли по тропе, которую нашли Игорь, Пашка и Нина. Поднимались по северному склону, – написал один из участников похода в дневнике 4 сентября 1957 года. – Поднимаясь по леднику, то и дело, обходя трещины, добрались до последнего крутого снежного склона. Юрка и Пашка оставили рюкзаки и добрались до вершины, но пришли с неутешительными вестями – пройти невозможно. Остальные сидели на крутом склоне и мерзли. Игорь долго не мог решить, что делать. Наконец, стали ставить палатки. Одна палатка была поставлена под нависшей глыбой, а рядом уже лежала обвалившаяся глыба. Несмотря на то, что протестовали против этого места, ночевали тут».

Случались в походе и смертельно опасные ситуации. Так, во время поисков выхода с ледника Павел Тарзин едва не свалился в ледяное ущелье.

– Ходил один. На снежном спуске я оступился и… полетел вниз к трещине, – вспоминает Тарзин. – Зарубился ледорубом один раз, другой… Лишь на третий раз удалось остановиться. Минут 15 приходил в себя. Потом пошел дальше. А почему я шел один? Накануне мы с Игорем Дятловым двигались в связке. Так тоже – кто-то из нас упал и потянул за собой другого, не помню уже, кто оступился. И вот Игорь тогда и сказал, что отныне мы будем ходить по одному, без связки.

ПРОЯВИЛАСЬ «ГОРНАЯ БОЛЕЗНЬ»

Во время похода у туристов началась так называемая «горная болезнь» (болезненное состояние, вызванное нехваткой кислорода – Прим. Ред.). Ребята срывались друг на друга, были раздражительными и уставшими.

«Сегодня она (горная болезнь, - Ред.) очень сильно проявилась у Игоря, – написано в дневнике 5 сентября 1957 года. – На предыдущем привале он так долго ворчал на Лилю из-за йода, что у нее нет никаких средств лечения (как-то каплей, мазей, таблеток)»

Вообще Игорю Дятлову в дневнике уделено очень большое внимание. Участники называли его волевым руководителем, способным идти на компромисс, но в то же время отмечали и отрицательные стороны.

«Игорь, весьма авторитарный по своей натуре, еще и любил иногда поворчать, не всегда строго, по делу, - писал участник похода Николай Трегубов. – Кто-то из девушек, кто точно не помню, сказал запомнившуюся мне фразу: «Начальник не ребенок. Капризничать права не имеет».

Поход по горному Кавказу продлился 32 дня. После этого туристы целыми и невредимыми вернулись на Урал. За два года до трагедии на перевале Игорь Дятлов ходил в походы еще несколько раз, в том числе и зимние. А в 1959-м он начал собирать желающих в поход на северный Урал…

«МОГ ОКАЗАТЬСЯ СРЕДИ НИХ»

– О том, что Дятлов хочет идти на перевал, я узнал от Зины Колмогоровой, – вспоминает Павел Тарзин. – Всего тогда три группы на север выдвигалось. Можно было к любой присоединиться. Но я решил, что пойду именно с Игорем, так как ранее мы с ним уже ходили в поход. Я тогда рассказал об этом своей невесте. Сказал ей: «Давай я схожу с ребятами, а потом мы студенческую свадьбу уже сыграем?». Но она была категорически против. Она у меня тоже была любительницей походов. Но в одном из них на нее упало бревно. С тех пор она настороженно относилась ко всем подобным затеям.

23 января 1959 года группа Дятлова выехала из Свердловска на поезде в Серов. А 24 января Павел Тарзин сыграл свадьбу. Спустя месяц, 15 февраля в Уральский политехнический институт пришли тревожные вести: группа Игоря Дятлова пропала.

– После лекций все студенты собирались у спортклуба, ждали новостей, – вспоминает Павел Тарзин. – Все разговоры были только об этом. Помню, супруга тогда сказала мне: «Вот видишь, чем бы этот поход для тебя закончился». А я ведь тогда особо и не задумывался, что мог оказаться среди них.

Автор: Алексей
Реклама
Реклама. ООО "Новый дом" (ИНН 654654654)
erid:2VtzqxDfLJE
Реклама
Реклама. АО «СинТЗ» (ИНН 6612000551)
erid 2VtzqxZTPEC

Комментарии

  • Комментарии
Загрузка комментариев...

В Стране и мире