Паспортные данные абонентов мобильной связи передадут в Роскомнадзор
Оператор мобильной связи обязан предоставить в Роскомнадзор по его запросу сведения о любом абоненте, физическом или юрлице. Постановлением от 22 июля кабмин утвердил список таких сведений, что, полагают эксперты, стало важным шагом в выстраивании системы госконтроля за оборотом SIM-карт.
Доли процента от десятков миллионов
По закону о связи Роскомнадзор должен вести мониторинг соблюдения операторами обязанности по проверке достоверности сведений об абонентах. Для этого ведомство использует данные из Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА), базы данных перенесенных абонентских номеров и других систем.
Оператор же обязан предоставить в Роскомнадзор, в том числе по его запросу, сведения о любом абоненте, а также рассказать, как он осуществил их проверку. Для обмена информацией у каждого оператора есть личный кабинет на сайте ведомства. Загрузить туда данные нужно в течение одного рабочего дня.
Свежим постановлением кабмин утвердил перечень сведений об абонентах. Для физлиц — это ФИО, дата рождения, данные паспорта. Для юридических — наименование организации, основной государственный регистрационный номер (ОГРН), ИНН. Если мобильной связью пользуется индивидуальный предприниматель, то в Роскомнадзор следует отправить его ФИО, паспортные данные и ОГРН.
Количество направляемых Роскомнадзором запросов в сутки не должно превышать 0,05 процента от общего числа выделенных оператору связи номеров. Отметим, номерные емкости крупнейших операторов измеряются десятками миллионов: в распоряжении МТС — больше 178 миллионов номеров, у МегаФона — 138 миллионов, у Билайна — 137 миллионов.
Кто стоит за «симкой»
Продавцов и исполнителей услуг с 1 сентября начнут штрафовать за отказ в заключении договора, если клиент не предоставил им персональные данные. Такой закон Госдума приняла в весеннюю сессию. Речь идет о сделках, где такие данные не требуются по закону. Мобильная связь в этот список не входит: чтобы стать абонентом любого оператора, у человека потребуют паспорт.
«Оператор обязан проверять сведения о своих абонентах, для этого он запрашивает их у государства, — объяснил «Парламентской газете» телеком-эксперт Эльдар Муртазин. — Теперь эти сведения сможет дополнительно проверить Роскомнадзор, то есть, по сути, вводится механизм двойной проверки, а Роскомнадзор становится еще одним ведомством, где можно запросить паспортные данные».
Эксперт затруднился ответить, будет ли Роскомнадзор проводить проверки случайным образом или только по вызывающим подозрение номерам. Он также предположил, что нововведение станет частью системы государственного контроля за оборотом SIM-карт. Сейчас купить SIM-карту в салоне оператора или у его официального дилера можно только по паспорту, но на различных рынках или просто на улице у метро их готовы продать с рук без всяких документов. Невозможность идентифицировать реального пользователя симки грозит опасностью: злоумышленник втайне сможет совершать преступления.
«В теории проверка Роскомнадзора полезна, но нужно смотреть, как она будет работать на практике», — заключил Эльдар Муртазин.
В прошлом году в силу вступил закон, усиливший контроль за корпоративными SIM-картами. Бизнесменам запрещено предоставлять своим работникам корпоративную мобильную связь без внесения сведений о них в ЕСИА. Оператор должен прекратить обслуживать абонента, если не будет подтверждена его личность.
Комментарии
2. Отзывы прочитываются людьми, имеющими непосредственное отношение к выходу статьи: журналистом, редактором, модератором. Отзывы выставляются на сайт с 07:00 до 22:00 в будние дни и с 09:00 до 18:00 в выходные и праздничные (время московское). Если по прошествии разумного времени отзыв не появился на сайте, то это могло быть вызвано следующими причинами:
- ваш комментарий носил критичный или провокационный характер о работе редакции данного сайта. Действия администрации сайта в комментариях не обсуждаются
- ваш отзыв носил провокационный характер: призывы к межнациональной и социальной розни, к свержению действующей власти и т. п.;
- ваш отзыв содержал нецензурную брань, в т.ч. в криптованном виде, т.е. с заменой букв на символы либо заменой брани на слово с аналогичной фоносемантикой;
- ваш отзыв содержал выражения оскорбительного характера в чей-либо адрес: автора материала, лиц, давших свои комментарии к статье, в адрес героя и т. д. Также не выставляются отзывы, в категоричной форме и бездоказательно - обвиняющие вышеуказанные лица в некомпетентности либо угрожающие им судебным преследованием – в таких случаях вам следует обращаться в прокуратуру напрямую;
- ваш отзыв содержал прямую рекламу (название и контактную информацию) фирмы, речь о которой не шла в авторском материале;
- ваш отзыв указывал на грамматические и орфографические ошибки ранее высказавшихся: грамотность – личное дело каждого;
- ваш отзыв содержал вопрос, ответ на который был дан ранее;
- ваш отзыв содержал слова из молитвы какой-либо религии (например: Аминь) или носит религиозный характер;
- ваш отзыв состоял из одного-двух слов, не несущих информативной нагрузки: «Афтар жжет», «Супер», «Наконец-то», «Отстой». Если цель вашего отзыва – дать односложную оценку мнению кого-либо из высказавшихся, воспользуйтесь рейтингом: «+», если вы поддерживаете комментатора, и «-», если не поддерживаете;
- ваш отзыв содержал слишком длинную ссылку или конструкцию, написанную без пробелов («плохие__________водители___________» и т. п.). 3. Материалы, которые являются коммерческими Отзывы к ним модерируются в соответствии с настоящими правилами.
4. Материалы, которые являются коммерческими. В дополнение к действующим правилам отзывы модерируются в соответствии с требованиями рекламодателя.
5. Зарегистрируйтесь, если вы хотите высказываться открыто: честное неанонимное мнение всегда ценится выше. Если вы оставляете отзыв под своей регистрацией, вам будет автоматически направлено уведомление о результате: либо подтверждающее размещение отзыва на сайте, либо с указанием того, что содержание вашего отзыва противоречит правилам размещения отзывов.