Правительство РФ запустило объединение городов-миллионников
Общенациональный план восстановления экономики, одобренный правительством РФ, запустит в России создание агломераций. Считает, что такая тактика поможет регионам выбраться из кризиса, особенно если объединять будут города-миллионники — например, Екатеринбург, Челябинск и Пермь. Вообще, реформа может коснуться 15 регионов России. Но амбициозные планы могут обернуться еще большими проблемами, предупреждают наблюдатели.
Новая версия нацплана была принята кабмином 23 сентября. По словам первого вице-премьера Андрея Белоусова, проект включает в себя 30 ключевых стратегий до 2024 года, одна из которых — развитие крупнейших инфраструктурных проектов. Этот же пункт был в первой редакции плана, презентованного в мае, и тогда в нем увидели задел на создание и развитие агломераций. Одним из сторонников такого подхода был глава Счетной палаты Алексей Кудрин — во время доработки нацплана он призывал повышать самостоятельность регионов через соединение городов горизонтальными связями и предложил начать с создания агломерации вокруг Екатеринбурга, включив в нее Пермь и Челябинск.
«Инфраструктурная отладка — первый шаг к дальнейшему развитию через агломерации, и принятие нацплана запустило этот процесс, — считает руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василий Колташов. — Это позитивный антикризисный сигнал для регионов, говорящий о том, что формируется новый тренд в социально-экономической политике». Глава Лаборатории социальных исследований Института региональных проблем Петр Кирьян подтверждает потенциал такого проекта: «Города-миллионники и муниципалитеты, которые к ним приближаются, испытывают проблемы, с которыми Москва сталкивалась много лет назад — строительство дорог в другие области, создание аэропортов, прокладка высокоскоростных магистралей».
Скорее всего российские власти воспользуются полицентрической моделью агломераций (объединение нескольких крупнейших областных центров), поскольку она даст наибольший экономический рост в регионах, уверен замглавы Института социально-политических исследований РАН, урбанист Вадим Безвербный. «Чтобы не было огромных моноцентров, оттягивающих на себя все ресурсы, предпочтительнее создавать агломерации, которые стали бы точками роста, например, промышленности или туризма. При первой дискуссии, запущенной Кудриным, ходили разговоры, что регионы будут ссориться за статус лидера, но это надо сразу пресекать. Важно сделать ставку на синхронное взаимодействие и сотрудничество друг с другом, иначе слияние не поможет», — поделился собеседник URA.RU.
Первые агломерации, по мнению Колташова, Кирьяна и Безвербного, появятся прежде всего на базе следующих городов:
- Краснодар — Ростов-на-Дону — Ставрополь — Минеральные Воды (туризм);
- Екатеринбург — Челябинск — Пермь (промышленность);
- Новосибирск — Красноярск — Кемерово (промышленность и общее развитие территорий);
- Иркутск — Улан-Удэ — Чита (туризм и общее развитие территорий);
- Хабаровск — Владивосток (общее развитие территорий).
«Если на Урале с помощью агломерации может появиться крупнейший в стране промышленный кластер, а на Кубани, Кавказе и близ Байкала — туристический, то Сибири и Дальнему Востоку нужен особый геополитический фокус. Люди уезжают оттуда, поэтому создание агломераций и достойной транспортной инфраструктуры внутри них — вопрос выживания и драйвер их многолетнего роста», — пояснил Безвербный.
Впрочем, развитие агломераций может и навредить регионам, парирует научный руководитель РЭУ имени Плеханова Сергей Валентей. «Такой процесс — общемировая тенденция, но ее нужно ограничивать, потому что идет обезлюживание территорий. Если мы создаем агломерации и стимулируем этот процесс, то параллельно оставляем без средств и без населения малые и средние города, а это чревато остановкой развития тех регионов, которых изменения не коснутся. Да, агломерации — хорошее решение для экономического развития, но надо создать такие условия, которые одновременно позволили бы их развивать и не ударили бы по окраинам. А этого во время презентации нацплана мы не услышали», — заключил он в разговоре с URA.RU.
Комментарии
2. Отзывы прочитываются людьми, имеющими непосредственное отношение к выходу статьи: журналистом, редактором, модератором. Отзывы выставляются на сайт с 07:00 до 22:00 в будние дни и с 09:00 до 18:00 в выходные и праздничные (время московское). Если по прошествии разумного времени отзыв не появился на сайте, то это могло быть вызвано следующими причинами:
- ваш комментарий носил критичный или провокационный характер о работе редакции данного сайта. Действия администрации сайта в комментариях не обсуждаются
- ваш отзыв носил провокационный характер: призывы к межнациональной и социальной розни, к свержению действующей власти и т. п.;
- ваш отзыв содержал нецензурную брань, в т.ч. в криптованном виде, т.е. с заменой букв на символы либо заменой брани на слово с аналогичной фоносемантикой;
- ваш отзыв содержал выражения оскорбительного характера в чей-либо адрес: автора материала, лиц, давших свои комментарии к статье, в адрес героя и т. д. Также не выставляются отзывы, в категоричной форме и бездоказательно - обвиняющие вышеуказанные лица в некомпетентности либо угрожающие им судебным преследованием – в таких случаях вам следует обращаться в прокуратуру напрямую;
- ваш отзыв содержал прямую рекламу (название и контактную информацию) фирмы, речь о которой не шла в авторском материале;
- ваш отзыв указывал на грамматические и орфографические ошибки ранее высказавшихся: грамотность – личное дело каждого;
- ваш отзыв содержал вопрос, ответ на который был дан ранее;
- ваш отзыв содержал слова из молитвы какой-либо религии (например: Аминь) или носит религиозный характер;
- ваш отзыв состоял из одного-двух слов, не несущих информативной нагрузки: «Афтар жжет», «Супер», «Наконец-то», «Отстой». Если цель вашего отзыва – дать односложную оценку мнению кого-либо из высказавшихся, воспользуйтесь рейтингом: «+», если вы поддерживаете комментатора, и «-», если не поддерживаете;
- ваш отзыв содержал слишком длинную ссылку или конструкцию, написанную без пробелов («плохие__________водители___________» и т. п.). 3. Материалы, которые являются коммерческими Отзывы к ним модерируются в соответствии с настоящими правилами.
4. Материалы, которые являются коммерческими. В дополнение к действующим правилам отзывы модерируются в соответствии с требованиями рекламодателя.
5. Зарегистрируйтесь, если вы хотите высказываться открыто: честное неанонимное мнение всегда ценится выше. Если вы оставляете отзыв под своей регистрацией, вам будет автоматически направлено уведомление о результате: либо подтверждающее размещение отзыва на сайте, либо с указанием того, что содержание вашего отзыва противоречит правилам размещения отзывов.