Россиянам предложат платить налоги по принципу «одного окна»
Сегодня личный кабинет налогоплательщика есть у 40 миллионов россиян. При этом подтвержденную учетную запись на госуслугах имеют в два раза больше граждан, многие из которых являются и налогоплательщиками. Поэтому Минфин предложил задействовать потенциал портала госуслуг для отправки налоговых уведомлений. Законопроект с такой нормой опубликован на портале проектов нормативных правовых актов 16 июня.
По принципу «одного окна»
Сейчас уведомления об уплате, например, транспортного, земельного налогов или налога на имущество физлиц Федеральная налоговая служба может отправить только двумя способами - заказным письмом по почте или в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика. По планам Минфина с 2024 года такие документы будут приходить гражданам и в личный кабинет на госуслугах. Для этого планируется поправить 52-ю статью Налогового кодекса.
При этом отмечается, что передача через госуслуги документов, содержащих сведения о налогоплательщике или составляющих налоговую тайну, будет проходить с согласия получателя. Если же со временем гражданин передумает получать такие уведомления через госуслуги, он может направить в налоговый орган соответствующее уведомление.
Также планируется разрешить налоговикам вызвать через госуслуги в ФНС плательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой, удержанием или перечислением ими налогов и сборов, либо в связи с налоговой проверкой. При этом датой получения уведомления через госуслуги предлагается считать следующий день после того, как был отправлен такой документ.
Отправлять документы через госуслуги смогут не только налоговики, но и сами налогоплательщики. Например, через личный кабинет можно будет подать необходимые справки.
Сейчас у Федеральной налоговой службы уже есть взаимный обмен данными с госуслугами, но чисто информационного характера, рассказал «Парламентской газете» член Комитета Госдумы по экономической политике Сергей Алтухов.
«Предложенные законодательные новеллы помогут расширить функционал госуслуг и сделают взаимодействие с налоговыми органами более удобным и простым для граждан — по принципу «одного окна», — считает депутат.
Писать письма стало накладно
Интеграция баз также позволит сверить данные и уменьшить число ошибок в налоговых уведомлениях, считает Алтухов. Такие жалобы от граждан поступают регулярно, например люди получают уведомления за давно отчужденное имущество, рассказал депутат.
«При этом эти маленькие сбои для государства могут складываться в ощутимые недополученные доходы, на которые оно рассчитывало для ремонта дорог и строительства социальных объектов», — пояснил Сергей Алтухов.
Как признают сами авторы законопроекта, власти получат и другую ощутимую и более быструю выгоду от нововведения в виде миллиардов рублей экономии.
Сейчас более 66 процентов всех налоговых уведомлений отправляется именно по почте и только чуть больше 33 — через личный кабинет налогоплательщика. В итоге затраты госбюджета на подготовку и рассылку почтовых отправлений в 2021 году составили 3,6 миллиарда рублей, сообщается в пояснении к внесенному законопроекту.
Кто еще «переедет» на госуслуги
Отказаться от бумажных налоговых уведомлений Минфин предлагал еще в 2019 году, а в 2020 году такой законопроект подготовили. Впрочем, тогда речь шла о переходе на документооборот в личном кабинете налогоплательщика. Сегодня найден более удобный вариант — на базе госуслуг.
По информации Алтухова, сейчас на портале госуслуг зарегистрировано уже более 97 миллионов пользователей, а более 70 миллионов человек использует мобильное приложение.
«Уверен, что постепенно на госуслуги должны «переехать» и другие налоговые услуги — декларирование доходов для самозанятых и индивидуальных предпринимателей, получение налоговых вычетов и так далее», — сказал он.
Цифровая трансформация госуслуг также необходима для создания суперсервисов — нового типа государственных электронных услуг с использованием минимума бумажных документов, напомнил Сергей Алтухов.
«Они помогают получить льготы и пособия, оформить кадровые документы, отправить и проверить аттестаты и дипломы через Интернет и многое другое. Сама архитектура этих решений исходит из потребностей человека: есть проблема, а ее решение часто имеет межведомственный характер», — сказал парламентарий.
Постоянно временно недоступен
В последнее время Федеральной налоговой службе не раз приходилось объясняться по поводу сбоев в работе сайта. Особенно много таких жалоб было в пандемию, когда личные кабинеты не работали по нескольку дней.
Пользователи называют и другие неудобства, например, чтобы получить доступ к личному кабинету, нужно прийти в налоговый орган за логином и паролем, либо посетить удостоверяющий центр, где выдают сертификат ключа проверки электронной подписи. Активировать личный кабинет на ФНС можно с помощью учетной записи Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА). Однако такая авторизация возможна опять же только после личного посещения ЕСИА.
Этим в том числе объясняется и то, что владельцев личного кабинета налогоплательщика в России в два раза меньше, чем тех, кто зарегистрирован на госуслугах, считают эксперты.
Комментарии
2. Отзывы прочитываются людьми, имеющими непосредственное отношение к выходу статьи: журналистом, редактором, модератором. Отзывы выставляются на сайт с 07:00 до 22:00 в будние дни и с 09:00 до 18:00 в выходные и праздничные (время московское). Если по прошествии разумного времени отзыв не появился на сайте, то это могло быть вызвано следующими причинами:
- ваш комментарий носил критичный или провокационный характер о работе редакции данного сайта. Действия администрации сайта в комментариях не обсуждаются
- ваш отзыв носил провокационный характер: призывы к межнациональной и социальной розни, к свержению действующей власти и т. п.;
- ваш отзыв содержал нецензурную брань, в т.ч. в криптованном виде, т.е. с заменой букв на символы либо заменой брани на слово с аналогичной фоносемантикой;
- ваш отзыв содержал выражения оскорбительного характера в чей-либо адрес: автора материала, лиц, давших свои комментарии к статье, в адрес героя и т. д. Также не выставляются отзывы, в категоричной форме и бездоказательно - обвиняющие вышеуказанные лица в некомпетентности либо угрожающие им судебным преследованием – в таких случаях вам следует обращаться в прокуратуру напрямую;
- ваш отзыв содержал прямую рекламу (название и контактную информацию) фирмы, речь о которой не шла в авторском материале;
- ваш отзыв указывал на грамматические и орфографические ошибки ранее высказавшихся: грамотность – личное дело каждого;
- ваш отзыв содержал вопрос, ответ на который был дан ранее;
- ваш отзыв содержал слова из молитвы какой-либо религии (например: Аминь) или носит религиозный характер;
- ваш отзыв состоял из одного-двух слов, не несущих информативной нагрузки: «Афтар жжет», «Супер», «Наконец-то», «Отстой». Если цель вашего отзыва – дать односложную оценку мнению кого-либо из высказавшихся, воспользуйтесь рейтингом: «+», если вы поддерживаете комментатора, и «-», если не поддерживаете;
- ваш отзыв содержал слишком длинную ссылку или конструкцию, написанную без пробелов («плохие__________водители___________» и т. п.). 3. Материалы, которые являются коммерческими Отзывы к ним модерируются в соответствии с настоящими правилами.
4. Материалы, которые являются коммерческими. В дополнение к действующим правилам отзывы модерируются в соответствии с требованиями рекламодателя.
5. Зарегистрируйтесь, если вы хотите высказываться открыто: честное неанонимное мнение всегда ценится выше. Если вы оставляете отзыв под своей регистрацией, вам будет автоматически направлено уведомление о результате: либо подтверждающее размещение отзыва на сайте, либо с указанием того, что содержание вашего отзыва противоречит правилам размещения отзывов.