"Сберкапкан". Квартиры нет, а ипотеку Сберу приходится платить
Татьяна, мать-одиночка из Кемерова, решила сменить место жительства и переехать в тёплый Краснодар. Ребёнок много болел, и врачи порекомендовали тёплый климат юга России. Знакомые помогли ей найти подходящее жильё, но денег на покупку кемеровчанке не хватало, и она обратилась в Сбербанк за ипотекой. Решение о выдаче кредита банк принял быстро, после чего была назначена сделка купли-продажи квартиры с сервисом электронной регистрации и безопасных расчётов. Женщина продала свою кемеровскую квартиру и внесла на счёт в Сбербанке более 60% от стоимости приобретаемой квартиры в Краснодаре. Первая часть (подписание кредитного договора и договора купли-продажи квартиры с использованием заёмных средств) прошла без проблем. Документы были оформлены и отправлены в Росреестр. Но, к несчастью, документы о собственности покупательница получить так и не смогла: умер продавец, а Сбербанк, узнав об этом от будущих наследников, приложил все усилия, чтобы переход прав оформлен не был. Хотя женщина специально доплатила и согласилась оформить сделку через сервис "Домклик", который (в теории) позволяет оформить все документы, не посещая Росреестр или МФЦ лично.
В итоге банк выполнил половину договора, а именно совершил транзакцию по переводу собственных денег заёмщика и кредитных средств на специальный счёт в Центре недвижимости Сбербанка (ЦНС). Однако на счёт продавца эти деньги он не отправил, а ходатайствовал перед Росреестром о приостановке перехода права собственности, что и было сделано. На этом ситуация с данной сделкой и замерла.
На просьбы кемеровчанки аннулировать сделку в Сбере не отвечают. Неофициально сотрудники сообщили ей, что по правилам банка для расторжения договора и возврата денежных средств нужно обоюдное согласие и покупателя, и продавца. При этом согласие наследников его не устраивает, так как эти лица не являлись участниками договора. А вот кредит кемеровчанка выплачивать обязана, потому как денежные средства ей предоставлены.
— В данной сделке я выступала как представитель продавца недвижимости, — рассказала Лайфу старший консультант компании Life is Good Ltd. Светлана Новокшанова. — Абсурдность ситуации в том, что сотрудники Росреестра не отказали в проведении сделки, так как на момент подписания договора продавец был жив, а приостановили её для того, чтобы банк предоставил документы о расторжении сделки. Но банк этого не делает.
Кемеровчанка пыталась провести очные переговоры с руководством Сбербанка в своём регионе, но этого ей сделать не удалось. Вместо попыток разрешения ситуации банк настаивает на соблюдении своих регламентов, а также условий своей дочерней конторы. Требуется письменное заявление обоих участников сделки о добровольном расторжении договора купли-продажи. При этом никакие бумаги от наследников умершего не принимаются, так как они, по мнению Сбербанка, к сделке отношения не имеют.
— К сожалению, в данном случае я вижу только один выход из сложившейся ситуации. Это судебное разбирательство, — советует адвокат Межрегиональной коллегии Москвы Дмитрий Шагин. — Если вникнуть в суть сделки, то волеизъявление сторон по ней было, это вытекает и из положений ст. 421 ГК РФ, и косвенно подтверждается позицией Росреестра, который не отказал в регистрационных действиях. А наследники тут действительно совершенно ни при чём. Право возникло до возможного открытия наследства, и банку надо было настаивать, что сделка состоялась, почему он этого не сделал, непонятно, ведь в его интересах было не создавать конфликтную ситуацию, тем более что суть сделки ни кемеровчанка, ни наследники умершего не оспаривают.
Зачем Сбербанку конфликт, на первый взгляд действительно непонятно, однако, как выясняется, случай кемеровчанки не единичен.
— Я в своей практике тоже сталкивалась с похожей ситуацией, — рассказывает частный риелтор Надежда Смирнова. — В первом случае всё решилось просто: расчёты были через аккредитив и поэтому после приостановки регистрации деньги вернулись покупателю по истечении определённого срока (45 дней), сделка как бы сама аннулировалась в связи с невыполнением условий. А вот во втором случае всё было так же, как и у кемеровчанки: сделка с кредитом через ЦНС и точно так же продавец умер. Банк инициировал приостановку регистрации, а дальше поступило жёсткое требование: обязательное заявление сторон на расторжение договора на безопасные расчёты и соглашение о расторжении договора купли-продажи. При этом Сбер точно так же требовал платить по кредиту, хотя достоверно знал, что сделка завершена не была. Ситуация разрешилась только после обращения в суд.
Правда, решения по делу не было: Росреестр на этапе предварительного слушания зарегистрировал сделку, поскольку из Сбера поступили документы с сопроводительным письмом.
Завесу тайны такого поведения банковских сотрудников Лайфу приоткрыл один из руководителей Службы внутреннего контроля банка, входящего в топ-5.
— В данных ситуациях происходит столкновение требований гражданского законодательства и внутренних инструкций банка, которые для рядового сотрудника превыше всего, — пояснил он Лайфу. — Как правило, проблемы две.
Во-первых, это потенциальное право наследников умершего требовать отмены сделки, а банк не приветствует, когда недвижимость, оформленная в залог, даже теоретически может находиться в споре. Поэтому для своего удобства банку проще вообще не оформлять такой залог.
Во-вторых, сотрудники банка редко проявляют инициативу для досрочного закрытия кредитных соглашений. Они просто выполняют свой регламент, а споры и прочее — это дело юристов, которые подключаются, только когда существует явная перспектива суда.
Есть ещё и технический момент: если сделка происходит при участии банковской сервисной компании, то она обязуется перевести деньги продавцу недвижимости с момента получения информации из Росреестра о государственной регистрации перехода права собственности на объект и регистрации залога (обременения), это зашито в алгоритм работы компании и является некой страховкой для банка. Если информация не поступила, сделка будет приостановлена и до окончания разбирательств деньги будут без движения на счёте, при этом они будут генерировать банку пассивный доход.
В настоящее время история кемеровчанки так и не разрешена. Женщина продолжает платить по кредиту и готовится отстаивать свои права через суд, который может затянуться ещё на несколько месяцев. Сбер доволен и зарабатывает на этом выгодном кредите.
Комментарии
2. Отзывы прочитываются людьми, имеющими непосредственное отношение к выходу статьи: журналистом, редактором, модератором. Отзывы выставляются на сайт с 07:00 до 22:00 в будние дни и с 09:00 до 18:00 в выходные и праздничные (время московское). Если по прошествии разумного времени отзыв не появился на сайте, то это могло быть вызвано следующими причинами:
- ваш комментарий носил критичный или провокационный характер о работе редакции данного сайта. Действия администрации сайта в комментариях не обсуждаются
- ваш отзыв носил провокационный характер: призывы к межнациональной и социальной розни, к свержению действующей власти и т. п.;
- ваш отзыв содержал нецензурную брань, в т.ч. в криптованном виде, т.е. с заменой букв на символы либо заменой брани на слово с аналогичной фоносемантикой;
- ваш отзыв содержал выражения оскорбительного характера в чей-либо адрес: автора материала, лиц, давших свои комментарии к статье, в адрес героя и т. д. Также не выставляются отзывы, в категоричной форме и бездоказательно - обвиняющие вышеуказанные лица в некомпетентности либо угрожающие им судебным преследованием – в таких случаях вам следует обращаться в прокуратуру напрямую;
- ваш отзыв содержал прямую рекламу (название и контактную информацию) фирмы, речь о которой не шла в авторском материале;
- ваш отзыв указывал на грамматические и орфографические ошибки ранее высказавшихся: грамотность – личное дело каждого;
- ваш отзыв содержал вопрос, ответ на который был дан ранее;
- ваш отзыв содержал слова из молитвы какой-либо религии (например: Аминь) или носит религиозный характер;
- ваш отзыв состоял из одного-двух слов, не несущих информативной нагрузки: «Афтар жжет», «Супер», «Наконец-то», «Отстой». Если цель вашего отзыва – дать односложную оценку мнению кого-либо из высказавшихся, воспользуйтесь рейтингом: «+», если вы поддерживаете комментатора, и «-», если не поддерживаете;
- ваш отзыв содержал слишком длинную ссылку или конструкцию, написанную без пробелов («плохие__________водители___________» и т. п.). 3. Материалы, которые являются коммерческими Отзывы к ним модерируются в соответствии с настоящими правилами.
4. Материалы, которые являются коммерческими. В дополнение к действующим правилам отзывы модерируются в соответствии с требованиями рекламодателя.
5. Зарегистрируйтесь, если вы хотите высказываться открыто: честное неанонимное мнение всегда ценится выше. Если вы оставляете отзыв под своей регистрацией, вам будет автоматически направлено уведомление о результате: либо подтверждающее размещение отзыва на сайте, либо с указанием того, что содержание вашего отзыва противоречит правилам размещения отзывов.