Штрафы с дорожных камер начнут массово отменять. Кто из автомобилистов избежит наказания?
Система дорожных камер в России меняется после заявления президента Владимира Путина. На «Прямой линии» он заявил, что сокрытие камер фото- и видеофиксации на опасных участках дорог служит не снижению аварийности и сохранению жизней, а лишь подводит водителей под штрафы. «Не нужно эти камеры на опасных участках специально скрывать и прятать, — пояснил глава государства. — Вместо того, чтобы дисциплинировать водителей, их просто подводят под штраф, а это не самоцель, это средство достижения нужного нам результата». После прозвучавшего заявления по всей стране заговорили о том, что камеры начнут выгонять из кустов — тем более, в большинстве случаев приборы устанавливают частные структуры, которые с каждого штрафа имеют процент.
Исчезли ли камеры из неположенных мест, где они должны устанавливаться и почему успешная мировая практика в российских реалиях постоянно оборачивается скандалами — в интервью «URA.RU» рассказал вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.
— Антон Владимирович, после того резонансного заявления президента что-то реально изменилось? Или же все осталось, как было?
— На самом деле перемены начались. ГИБДД перестала, наконец, сопротивляться и выложила базу данных камер в открытый доступ. Ранее все навигационные системы использовали свои данные или же пользовательские. Существовал даже платный сервис, который предоставлял доступ к базе дорожных камер. Сейчас все изменилось — в частности, стало понятно, где муляж, а где — не муляж. Я знаю, что «Яндекс.Навигатор» сейчас вносит изменения в свою базу.
— То есть обнародование такой базы — сильный шаг?
— Конечно! Поскольку автоинспекция никогда бы этого не сделала, если бы не окрик с самого верха. Это решение дает всем нам возможность проверить, действительно ли указанная в карте ГИБДД камера установлена на той самой точке. Кроме того, теперь мы имеем возможность задать законный вопрос: если камера установлена не в той точке, где должна быть, то являются ли эти штрафы действительными? Если да, то придется их отменять. Соответствующий запрос мы уже направили ГИБДД. Сейчас ждем ответа. То есть подвижки есть, но до низового уровня начальственный окрик доходит не сразу.
— Сам, будучи автомобилистом, регулярно наблюдаю: установленные в кустах вдоль трасс камеры-треноги не спешат исчезать. Как быть?
— Из общего количества камер в стране на треноги приходится 35 процентов, то есть каждая третья камера. Если вы видите такую камеру, то советую вам остановиться, подойти к человеку, который ее охраняет, и попросить у него документы, свидетельствующие о том, что прибор должен быть установлен именно в этом месте.
Если он такие документы показать не может, смело набирайте 112, вызывайте полицию — получается, что камера установлена незаконно. Неоднократно происходили ситуации, когда за несколько минут до приезда наряда камеру убирали и уезжали. Не исключаю, что на каком-то низовом уровне существует взаимодействие между сотрудниками ГИБДД и компаниями, которые устанавливают эти камеры.
— Как вы считаете, не зря ли эту отрасль фактически отдали на откуп частным коммерческим структурам?
— Было бы правильным вернуть систему фото- и видеофиксации под контроль государства, тогда бы повысилась и надежность системы, и доверие к ней. Сейчас же действительно камеры стали исключительно средством зарабатывания денег, к безопасности дорожного движения они не имеют отношения. Произошла тотальная подмена понятий, камеры выполняют не те функции, на которые изначально рассчитаны. Частники стремятся только заработать побольше денег. Везде разные условия контракта: в ряде регионов коммерсанты получают фиксированную сумму за каждый выписанный протокол, вне зависимости оттого, заплатил автомобилист штраф или же нет.
В Московской области, например, владелец камеры получает с каждого протокола 267 рублей. Вокруг этой отрасли вырос большой бизнес.
— Антон Владимирович, а что говорит мировой опыт? За рубежом эта система успешно работает?
— Мировой опыт очень разный. Например, в Греции граждане проголосовали против камер, посчитав, что они нарушают их право на приватность. Нидерланды же стали пионерами по созданию такой системы, там камер очень много, и проблем с ними нет. Главный вопрос — доверяют ли системе люди или нет.
— У вас нет ощущения, что сейчас российские водители уже даже не смотрят, за что именно пришел штраф — просто платят деньги?
— Безусловно, это так. Связано это, прежде всего, с тем, что наша система обжалования штрафов схожа с той, что действовала во времена инквизиции. Тогда обвиняемые, чтобы доказать свою невиновность, должны были, к примеру, пройти пытку водой. Сейчас мы действительно наблюдаем нечто похожее: это огромные временные затраты, требуется помощь юристов, поскольку что-то доказать самостоятельно практически невозможно. В итоге почти никто штрафы не оспаривает.
— Что должно еще поменяться в системе, чтобы камеры действительно работали на предотвращение ДТП, а не на сбор денег?
— Недобросовестные структуры, которые устанавливают камеры не там, где им предписано, боятся огласки. Общество само должно это отрегулировать: если каждый водитель будет останавливаться у таких камер, спрашивать документы, фотографировать их и выкладывать в соцсети, то ситуация неизбежно изменится. Поверьте, это работает! Ну и, конечно, необходимы астрономические штрафы для операторов камер — чтобы у них не было никаких лишних соблазнов. Мы должны бороться с людьми, которые хотят нас ограбить.
Комментарии
2. Отзывы прочитываются людьми, имеющими непосредственное отношение к выходу статьи: журналистом, редактором, модератором. Отзывы выставляются на сайт с 07:00 до 22:00 в будние дни и с 09:00 до 18:00 в выходные и праздничные (время московское). Если по прошествии разумного времени отзыв не появился на сайте, то это могло быть вызвано следующими причинами:
- ваш комментарий носил критичный или провокационный характер о работе редакции данного сайта. Действия администрации сайта в комментариях не обсуждаются
- ваш отзыв носил провокационный характер: призывы к межнациональной и социальной розни, к свержению действующей власти и т. п.;
- ваш отзыв содержал нецензурную брань, в т.ч. в криптованном виде, т.е. с заменой букв на символы либо заменой брани на слово с аналогичной фоносемантикой;
- ваш отзыв содержал выражения оскорбительного характера в чей-либо адрес: автора материала, лиц, давших свои комментарии к статье, в адрес героя и т. д. Также не выставляются отзывы, в категоричной форме и бездоказательно - обвиняющие вышеуказанные лица в некомпетентности либо угрожающие им судебным преследованием – в таких случаях вам следует обращаться в прокуратуру напрямую;
- ваш отзыв содержал прямую рекламу (название и контактную информацию) фирмы, речь о которой не шла в авторском материале;
- ваш отзыв указывал на грамматические и орфографические ошибки ранее высказавшихся: грамотность – личное дело каждого;
- ваш отзыв содержал вопрос, ответ на который был дан ранее;
- ваш отзыв содержал слова из молитвы какой-либо религии (например: Аминь) или носит религиозный характер;
- ваш отзыв состоял из одного-двух слов, не несущих информативной нагрузки: «Афтар жжет», «Супер», «Наконец-то», «Отстой». Если цель вашего отзыва – дать односложную оценку мнению кого-либо из высказавшихся, воспользуйтесь рейтингом: «+», если вы поддерживаете комментатора, и «-», если не поддерживаете;
- ваш отзыв содержал слишком длинную ссылку или конструкцию, написанную без пробелов («плохие__________водители___________» и т. п.). 3. Материалы, которые являются коммерческими Отзывы к ним модерируются в соответствии с настоящими правилами.
4. Материалы, которые являются коммерческими. В дополнение к действующим правилам отзывы модерируются в соответствии с требованиями рекламодателя.
5. Зарегистрируйтесь, если вы хотите высказываться открыто: честное неанонимное мнение всегда ценится выше. Если вы оставляете отзыв под своей регистрацией, вам будет автоматически направлено уведомление о результате: либо подтверждающее размещение отзыва на сайте, либо с указанием того, что содержание вашего отзыва противоречит правилам размещения отзывов.