Трудовой батальон УАЗа. В тылу – как на фронте. «Массовое огородничество — прямая помощь фронту!»
Люди отдавали ради победы буквально последнее. Последние деньги. Последнюю теплую одежду. Последние силы. Усиленный приток рабочей силы, более чем удвоивший за короткое время численность заводчан, повлек за собой и трудности с жильем, ухудшение санитарных условий и осложнения с продовольствием.
Поэтому дирекция завода, партийное бюро и завком профсоюза рассматривали улучшение быта алюминщиков как важнейший участок своей работы.
Регулярно проводились месячники и декадники улучшения быта: заводчане наводили чистоту в рабочих общежитиях и на территории поселков. Каждый цех отвечал за исправность жилищ, ремонт, отопление, чистоту и порядок в тех бараках, где жили рабочие этого цеха. Заводская лаборатория срочно наладила собственное кустарное мыловарение: мыло стало дефицитным товаром. Круглосуточно работали кипятильники, кубовые, прачечные, сушилки для одежды и обуви, сапожная и швейная мастерские.
Многие рабочие на УАЗе обеспечивались продуктами по установленным правительством для «горячих цехов» усиленным нормам, по талонам Государственного комитета обороны. Но и этого было недостаточно. Так, начальник электролизного цеха Семен Иванович Гуркин, выступая на партийно-хозяйственном активе в 1942 году, подчеркивал особую зависимость выпуска алюминия от хорошего питания металлургов: «Электролизники получают меньше калорий, чем им нужно бы получать при таком тяжелом физическом труде. Они гораздо больше отдают сил производству, чем успевают восстанавливать. Нужно улучшить им питание, не смотреть ни на какие нормы; нужно еще дополнительные продукты на заводе изыскать. От электролизника требуется правильная обработка ванн, на которую он отдает без остатка все свои силы, и его энергию нужно восстанавливать...»
Однако все понимали, что невозможно заставить человека полностью съедать положенную ему усиленную норму: все равно часть продуктов, если не все, он будет уносить своей семье, детям. Выход один: нужно организовать более рациональное питание не только рабочих, но и достаточное обеспечение продуктами всех семей заводчан.
Поэтому партийно-хозяйственный актив завода взял на вооружение боевой лозунг - «Массовое огородничество — прямая помощь фронту!», - который активно начали воплощать в жизнь.
Все свободные земли вокруг УАЗа были вспаханы силами заводской техники. При завкоме и цехкомах профсоюза заработали огородные комиссии: распределяли участки земли, выдавали семенные фонды, обеспечивали необходимым инвентарем, готовили коллективные выезды в поле на заводском транспорте для посадки и прополки овощей, уборки урожая.
Начиная с осени, специально оборудованные склады продснаба принимали на себя заботы по хранению семенного фонда трудящихся и выдаче его весной следующего года. Семенами служили большей частью картофельные верхушки-срезы с глазками весом около 20 граммов. Чтобы с самого начала заинтересовать людей в незнакомом для них деле, магазины продснаба, принимая картофельные срезы на хранение, за килограмм верхушек выдавали тотчас же домохозяйкам полкило моркови «в качестве витаминозного питания для детей и больных».
Ряд подобных практических мер и разъяснительная работа активистов и заводской газеты привели к тому, что 70-80 процентов картофельных полей засевались верхушками-срезами или же рассадой из картофельных глазков. Семьям фронтовиков и особо нуждающимся выдавали бесплатно семена моркови, свеклы, капусты, рассаду помидоров...
Подсобные хозяйства алюминпродснаба и сами производили овощи, злаковые, содержали коров, свиней, птиц. Но массовое огородничество сняло с них большинство забот о поставке заводчанам овощей, что сразу же позволило подсобникам высвободить и рабочую силу, и средства для увеличения производства высококалорийных продуктов — мяса, молока, яиц. Продснаб из своих фондов выделял дополнительные продукты детским садам, яслям, больницам; шесть с половиной тысяч школьников ежедневно получали бесплатно горячие завтраки и хлеб.
Исключительную заботу о снабжении Уральского алюминиевого завода проявляло Советское правительство: на завод приходили вагоны с консервированным мясом, теплушки со скотом. Иногда сразу поступало по 500-600 свиней.
Из южных областей Урала для алюминщиков пригнали большое стадо коров; часть их пополнила коровники продснаба, часть по приказу директора завода раздали многодетным рабочим-передовикам и нуждающимся семьям фронтовиков.
Самые молодые рабочие, недавние выпускники школы ФЗО, не имевшие достаточного жизненного опыта для самостоятельной организации быта и питания, жили в общежитиях-пансионатах.
Очень трудно давались акклиматизация на Урале и освоение заводских профессий вчерашним хлопкоробам, прибывшим из республик Средней Азии по трудовой мобилизации. Коммунисты УАЗа обратились за советом и помощью в Центральные Комитеты партии Узбекистана, Туркмении, Казахстана, Таджикистана. Вскоре в адрес Уральского алюминиевого завода стали поступать рис, баранина, фрукты, чай.
А в поселке Южном открылась чайхана, в ней всегда было тесно от посетителей. Клочок привычного быта, перенесенный из родных мест в суровые условия Урала военной поры, стал источником дополнительных сил.
Комментарии
2. Отзывы прочитываются людьми, имеющими непосредственное отношение к выходу статьи: журналистом, редактором, модератором. Отзывы выставляются на сайт с 07:00 до 22:00 в будние дни и с 09:00 до 18:00 в выходные и праздничные (время московское). Если по прошествии разумного времени отзыв не появился на сайте, то это могло быть вызвано следующими причинами:
- ваш комментарий носил критичный или провокационный характер о работе редакции данного сайта. Действия администрации сайта в комментариях не обсуждаются
- ваш отзыв носил провокационный характер: призывы к межнациональной и социальной розни, к свержению действующей власти и т. п.;
- ваш отзыв содержал нецензурную брань, в т.ч. в криптованном виде, т.е. с заменой букв на символы либо заменой брани на слово с аналогичной фоносемантикой;
- ваш отзыв содержал выражения оскорбительного характера в чей-либо адрес: автора материала, лиц, давших свои комментарии к статье, в адрес героя и т. д. Также не выставляются отзывы, в категоричной форме и бездоказательно - обвиняющие вышеуказанные лица в некомпетентности либо угрожающие им судебным преследованием – в таких случаях вам следует обращаться в прокуратуру напрямую;
- ваш отзыв содержал прямую рекламу (название и контактную информацию) фирмы, речь о которой не шла в авторском материале;
- ваш отзыв указывал на грамматические и орфографические ошибки ранее высказавшихся: грамотность – личное дело каждого;
- ваш отзыв содержал вопрос, ответ на который был дан ранее;
- ваш отзыв содержал слова из молитвы какой-либо религии (например: Аминь) или носит религиозный характер;
- ваш отзыв состоял из одного-двух слов, не несущих информативной нагрузки: «Афтар жжет», «Супер», «Наконец-то», «Отстой». Если цель вашего отзыва – дать односложную оценку мнению кого-либо из высказавшихся, воспользуйтесь рейтингом: «+», если вы поддерживаете комментатора, и «-», если не поддерживаете;
- ваш отзыв содержал слишком длинную ссылку или конструкцию, написанную без пробелов («плохие__________водители___________» и т. п.). 3. Материалы, которые являются коммерческими Отзывы к ним модерируются в соответствии с настоящими правилами.
4. Материалы, которые являются коммерческими. В дополнение к действующим правилам отзывы модерируются в соответствии с требованиями рекламодателя.
5. Зарегистрируйтесь, если вы хотите высказываться открыто: честное неанонимное мнение всегда ценится выше. Если вы оставляете отзыв под своей регистрацией, вам будет автоматически направлено уведомление о результате: либо подтверждающее размещение отзыва на сайте, либо с указанием того, что содержание вашего отзыва противоречит правилам размещения отзывов.