ГлавнаяНовостиОбщество
Ученые выяснили, как возникают голоса в голове у шизофреников
Общество
14.11.2021 02:20
1.0
Источник: РИА Новости
Фото: Edward Jenner: Pexels

Ученые обнаружили в мозге человека необычную сигнальную молекулу РНК, отсутствие которой приводит к развитию шизофрении и появлению "голосов в голове", говорится в статье, опубликованной в журнале Nature Medicine.

"Два года назад мы открыли конкретную цепочку нейронов в мозге, на которую действуют известные антипсихотические препараты. Все они, однако, вызывают тяжелейшие побочные эффекты. Мы выделили молекулу микро-РНК, которая является ключевым элементом в работе этой цепочки клеток, и показали, что уничтожение этих микро-РНК ведет к развитию тех нарушений, которые наблюдаются у шизофреников", — заявил Станислав Захаренко из Детского госпиталя святого Иуды в Мемфисе (США).

Сегодня шизофренией страдают около 24 миллионов людей на планете. По статистике ВОЗ, каждые семь людей из тысячи являются шизофрениками, причем большая часть из них начинает страдать от подобных проблем в возрасте от 15 до 35 лет.

Среди ученых пока нет единого мнения, как возникают подобные расстройства и как их следует правильно лечить. За последние годы генетики нашли несколько десятков генов, относительно слабо связанных с шизофренией, однако им так и не удавалось понять, как мутации в этих участках ДНК вызывают шизофрению и связанные с ней эффекты – галлюцинации или "голоса в голове".

Сравнение ДНК десятков тысяч шизофреников показало, что данное психиатрическое расстройство возникает из-за нарушений в работе тормозящих нейронов в мозге, их неправильного взаимодействия с возбуждающими нервными клетками и связанных с этими вещами мутациями в генах.

Захаренко и его коллеги обнаружили, что последний эффект может вызываться нарушениями в сборке молекул небольшой РНК, известной под названием miR-338-3p. Эта небольшая последовательность генетического кода, как объясняют ученые, управляет сборкой и работой рецепторов Drd2 на поверхности нервных клеток, считывающих дофамин – один из основных переносчиков информации в мозге и гормон удовольствия.

Люди с мутацией в гене, который отвечает за сборку этого рецептора или микро-РНК, очень часто страдают от проблем с поведением в детстве, а примерно 40% из них становятся жертвами шизофрении. Все это натолкнуло Захаренко и его коллег на мысль проверить, как оба этих элемента генома влияют на работу мозга, удалив или заблокировав подобные участки в ДНК мышей.

Как показали эксперименты, отключение miR-338-3p приводит к тому, что количество рецепторов Drd2 в нейронах, расположенных в центре слуха в коре мозга мышей, резко увеличивалось, что повышало их чувствительность к молекулам дофамина. В результате нарушалась их связь с таламусом, центром обработки и распределения информации, и кора начинала работать как бы сама по себе.

Источником божественных откровений, видений и голосов в голове Жанны д'Арк, вдохновивших ее на борьбу с английскими захватчиками Франции, была необычная форма эпилепсии.

Это, как считают ученые, и может порождать голоса в голове, так как информация о воспринимаемых звуках обычно проходит первичную обработку в таламусе и, вероятно, очищается от шумов и случайных сигналов.

Как показал эксперимент Захаренко и его коллег, если работу miR-338-3p восстановить, то эта очистка возобновляется, что положительно сказывалось на поведении мышей, которые при появлении новых источников звуков вели себя крайне неадекватно по сравнению с нормальными особями.

Соответственно, молекулы miR-338-3p или механизмы, стимулирующие их производство, можно использовать для относительно безопасного лечения шизофрении или хотя бы избавления от ее симптомов. Кроме того, снижение концентрации miR-338-3p в старческие годы может объяснять, почему пожилые люди чаще страдают от шизофрении и других проблем с мозгом, чем молодые, заключают авторы статьи.