В Общественной палате представили статистику фейков в избирательных кампаниях
В Общественной палате России прошла презентация мониторинга распространения фейков в 2021 году, а также ложных сообщений, публиковавшихся в ходе избирательных кампаний двух последних электоральных циклов.
По словам директора «Лиги безопасного интернета», члена Общественной палаты Екатерины Мизулиной, распространение фейков стало серьезным вызовом. Эта проблема актуальна не только для России. Законодательные изменения в области борьбы с недостоверной информацией активно обсуждаются во Франции, США, Англии, Ирландии и во многих других государствах.
«К сожалению, фейки всегда возникают вокруг каких-то ключевых событий, будь то чрезвычайные ситуации, стихийные бедствия, пандемия или какие-либо крупные внутриполитические события. В 2020 году Общественная палата в ходе общественного мониторинга зафиксировала порядка 35 тысяч фейков по самым разным темам. Это и коронавирус, и вакцинация и локдаун и единый день голосования и общероссийское голосование по поправкам в Конституцию, в ходе которого было выявлено 8407 фейков. С начала июля этого года мы также зафиксировали активное появление фейков о той избирательной кампании, которая сейчас проходит на территории России. Первые фейки были распространены с территории иностранных государств, входящих в блок НАТО, — Польши, Латвии, а также с территории Украины», — сообщила она.
С начала года общее количество выявленных фейков составило порядка 39 тысяч. В сети, по ее словам, насчитывается 3800 фейков о предстоящих выборах. По мнению эксперта, число таких публикаций продолжает расти и в неделю перед выборами их число значительно увеличится.
Первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты по развитию информационного общества, СМИ и массовых коммуникаций Александр Малькевич отметил, что «оригинальный» фейк в ходе репостов постоянно дописывается и редактируется, что создает вал ложной информации по одной теме.
«С точки зрения закона каждое такое размещение — это фейк. С другой стороны, точек роста и запуска фейков не так много: есть отдельные СМИ, которые специализируются на посеве фейковой информации, и отдельные аккаунты с привлечением бот-сеток, которые осуществляют вброс фейка, а дальше это начинает распространяться органикой. Цифры официально зафиксированных фейков, на которые обратили внимание правоохранители и дали официальное опровержение госорганы, измеряются сотнями, но РКН четко и оперативно пресекает эти истории», — сказал он.
Также Малькевич подчеркнул необходимость совместной работы по выявлению первоисточников дезинформации с онлайн-площадками и соцсетями. Александр Малькевич также сообщил, что Общественная палата выступает за ужесточение закона о распространении фейков.
Директор Центра изучения и сетевого мониторинга молодежной среды, член Общественной палаты Денис Заварзин согласился с мнением, что распространение фейков зачастую направлено на подрыв основ конституционного строя и внутреннего понимания государственного устройства, в том числе среди молодежи.
«Анализируя информацию, нужно оценивать на какую аудиторию она воздействует, кто организатор, кто заказчик, нужно определить, кто пострадавшая сторона и какие глобальные цели преследуются», — отметил эксперт.
Комментарии
2. Отзывы прочитываются людьми, имеющими непосредственное отношение к выходу статьи: журналистом, редактором, модератором. Отзывы выставляются на сайт с 07:00 до 22:00 в будние дни и с 09:00 до 18:00 в выходные и праздничные (время московское). Если по прошествии разумного времени отзыв не появился на сайте, то это могло быть вызвано следующими причинами:
- ваш комментарий носил критичный или провокационный характер о работе редакции данного сайта. Действия администрации сайта в комментариях не обсуждаются
- ваш отзыв носил провокационный характер: призывы к межнациональной и социальной розни, к свержению действующей власти и т. п.;
- ваш отзыв содержал нецензурную брань, в т.ч. в криптованном виде, т.е. с заменой букв на символы либо заменой брани на слово с аналогичной фоносемантикой;
- ваш отзыв содержал выражения оскорбительного характера в чей-либо адрес: автора материала, лиц, давших свои комментарии к статье, в адрес героя и т. д. Также не выставляются отзывы, в категоричной форме и бездоказательно - обвиняющие вышеуказанные лица в некомпетентности либо угрожающие им судебным преследованием – в таких случаях вам следует обращаться в прокуратуру напрямую;
- ваш отзыв содержал прямую рекламу (название и контактную информацию) фирмы, речь о которой не шла в авторском материале;
- ваш отзыв указывал на грамматические и орфографические ошибки ранее высказавшихся: грамотность – личное дело каждого;
- ваш отзыв содержал вопрос, ответ на который был дан ранее;
- ваш отзыв содержал слова из молитвы какой-либо религии (например: Аминь) или носит религиозный характер;
- ваш отзыв состоял из одного-двух слов, не несущих информативной нагрузки: «Афтар жжет», «Супер», «Наконец-то», «Отстой». Если цель вашего отзыва – дать односложную оценку мнению кого-либо из высказавшихся, воспользуйтесь рейтингом: «+», если вы поддерживаете комментатора, и «-», если не поддерживаете;
- ваш отзыв содержал слишком длинную ссылку или конструкцию, написанную без пробелов («плохие__________водители___________» и т. п.). 3. Материалы, которые являются коммерческими Отзывы к ним модерируются в соответствии с настоящими правилами.
4. Материалы, которые являются коммерческими. В дополнение к действующим правилам отзывы модерируются в соответствии с требованиями рекламодателя.
5. Зарегистрируйтесь, если вы хотите высказываться открыто: честное неанонимное мнение всегда ценится выше. Если вы оставляете отзыв под своей регистрацией, вам будет автоматически направлено уведомление о результате: либо подтверждающее размещение отзыва на сайте, либо с указанием того, что содержание вашего отзыва противоречит правилам размещения отзывов.